На следующий день, отоспавшись, поехали вместе с детьми на «Площадь революции» на митинг, который там устраивают по случаю праздника.
Каждый год, 1 января, на Кубе отмечается День освобождения— годовщина победы революции 1959 года и бегства диктатора Ф. Батисты.
От Каса Бланки, для всех желающих членов семей СВС был заказан автобус, который, следуя от гостиницы «Амистад», вышел на 23 улицы, и, свернув на Пассео-авеню, за полчаса доставил нас к площади Революции.
Этот, один из крупнейших в мире форумов, площадью в 72 тысячи квадратных метров, был создан во времена диктатора Батисты и первоначально назывался «Пласа Сивила» (Гражданская площадь).
Размеры площади действительно внушительны: одновременно во время митинга или демонстрации здесь могут разместиться до полутора миллионов человек.
В центре площади, его доминантой, возвышается мемориал апостолу кубинской революции, поэту и революционеру Хосе Марти, ставший не только памятником национальному герою, но и данью истинного свидетельства почитания и уважения к нему всего кубинского народа.
Для нас, симпатизирующих идеям Фиделя Кастро, эта площадь была интересна еще и потому, что была ареной многих основных действий и событий Кубинской Революции.
Здесь проходили многотысячные и многочасовые митинги народа Кубы, с выступлением на них Фиделя Кастро и Че Гевары.
Здесь проводятся революционные митинги и международные мероприятия солидарности с братскими народами Латинской Америки, Вьетнама и Анголы. Здесь отмечают годовщины штурма Казарм Монкада и празднуют победы Кубинской Революции.
По этой площади проходят марши членов KDR, военные парады, и шествия рабочих, Здесь регулярно проводят студенческих церемонии вручения дипломов студентам и галстуки вступающим в пионеры, другие торжественные акты, и церемонии.
В этот день, после прошедшей только что праздничной демонстрации, вся площадь была заполнена гуляющим народом. Из громкоговорителей гимн «La Bayamesa», сменялась маршем «Вставайте, кубинцы!», а популярная песня «Квантанамейра» а зажигательная кубинской самбой, когда начинала танцевать, чуть ли не вся площадь.
Мы ходили среди улыбающихся, весёлых людей, многие из которых или дружелюбно приветствовали нас: «Салютос, саветикос» или демонстрировали, что вполне освоили русский язык, фразой: «Как дела». Эта фраза – полная калька с испанского «Que tal?». Поэтому мы охотно отвечали « Muy bien!», показывая, что мы рады, что они так хорошо говорят по-русски.
Но больше всего внимания со стороны кубинцев, особенно пожилых женщин доставалось нашему сыну Васеньке. В свои шесть лет, с белыми, как лён волосами, светлой кожей, не принимающей загар, голубыми, наивными глазками, на удивлённом личике, он в толпе смуглых, черноволосых кубинцев казался не от мира сего. И постоянно повторяющейся фразе: « Chicitico blanco! Que lindo!», он соответствовал
Люди на площади не расходились, потому что с минуту на минуту должен был начаться митинг, на котором ожидалось выступление Фиделя Кастро.
Те, кто успел, рассаживались на бордюрах и каменных ступенях, а то и прямо на асфальт, готовясь услышать живую и зажигательную речь своего лидера.
И вот, наконец, музыка прекратилась, и из громкоговорителей понесся мощный бас Фиделя Кастро, без сомнения, самого колоритного народного трибуна современности. Шум толпы, как по команде, стих. Все внимали зажигательным словам и гипнотическим интонациям вождя кубинского народа.
Я к тому времени не настолько хорошо знал испанский язык, чтобы хорошо понимать быструю, эмоциональную речь Фиделя.
Хотя говорил он на безупречном «кастильяно». А классический испанский язык, был мне значительно более понятном, чем язык кубинских негров, привозивших нам в «касу» бутыли с питьевой водой.
Но основной смысл: «Кубинская революция победила, потому, что кубинские патриоты были готовы отдать жизнь за родину, и враги не пройдут», был понятен и моей жене, которая в школу испанского языка не ходила.