-ХХХ-
...Помню, как возмущался Казимир обстоятельствами подавления фашистами варшавского восстания в 1944 г. во время Отечественной войны, когда «русские войска, стоявшие на другом берегу Вислы, спокойно наблюдали как немцы уничтожали мирных жителей и не пришли на помощь» - так он утверждал.
Хотя, как мы теперь знаем по прошествии лет, вопрос стоял очень просто: кто возглавит новую польскую власть в освобождённой от немцев Польше, и будет ли она сама, как до войны, «прозападной» или станет уже «просоветской». Довоенное эмигрантское правительство в изгнании, сидевшее в Лондоне и поддерживавшееся западными странами, ожидало «своего часа»: восстановить старые капиталистические порядки, существовавшие в буржуазной Польше – с ориентацией на западные страны. А в СССР Польским Комитетом Национального Освобождения (ПКНО) уже формировалось будущее Временное правительство Польской Республики, состоявшее из коммунистов или их сторонников. Союзники (так называли в годы войны Англию и США) не желали, естественно, «советизации» Польши, а вождь СССР И. Сталин не хотел «таскать каштаны из огня» для кого-то и возрождать «капиталистическую» Польшу – извечного «исторического противника» России…
Варшавское восстание в военном отношении было направлено против немцев, политически — против СССР. Восстание началось в рамках развития операции «Буря», плана общенационального захвата власти в стране. Основной целью восставших было вытеснение немецких оккупантов из города и захват власти в стoлице страны. Политической задачей Армии Крайовой было освобождение Варшавы до подхода советских войск, чтобы привести к власти правительство в изгнании и не допустить прихода к власти просоветского ПКНО.
Руководство эмигрантской Армии Крайовой (АК) планировало за 12 часов до вступления в Варшаву советских войск провозгласить политическую и административную власть польского эмигрантского правительства. Координация с наступающими советскими частями не предусматривалась.
До настоящего времени существуют две точки зрения по вопросу о причинах, по которым советские наступательные действия под Варшавой были прекращены. Согласно точке зрения эмигрантского правительства, главной причиной этого было желание Сталина, чтобы силы АК в Варшаве были разгромлены немцами, что однозначно решило бы вопрос о власти в Польше в пользу просоветских политических сил. Тогдашний премьер-министр Англии У. Черчилль писал впоследствии в своих мемуарах: «Они (русские) хотели, чтобы некоммунистические поляки были полностью уничтожены». Западные историки обычно обвиняли советское командование в умышленном уклонении от помощи полякам. Такая точка зрения широко распространена на бытовом уровне и в современной Польше (вплоть до нынешних времён - начала ХХI века).
Согласно второй точке зрения, являвшейся официальной в СССР, но разделявшейся и некоторыми западными историками, наступление советских войск замедлилось по чисто военным причинам. Курт Типпельскирх генерал пехоты вермахта в своих мемуарах отмечал, что, действительно, «в момент начала восстания «сила русского удара уже иссякла, тыловые коммуникации были сильно растянуты и русские отказались от намерения овладеть польской столицей с хода».
Советские историки возражали полякам, ссылаясь на то, что попытки поддержать восстание предпринимались, но по оперативным обстоятельствам оказание такой помощи было невозможным. Варшавское восстание однозначно представлялось ими как спровоцированная авантюра «реакционного» польского подполья, действовавшего по указке лондонского эмигрантского правительства, которое стремилось любым путём упредить освобождение Варшавы советскими войсками и первым захватить власть. Вся ответственность за провал восстания возлагалась на эмигрантское правительство в Лондоне и командование Армии Крайовой.
Действительно, после завершения летом 1944 г. успешной и сложной операции «Багратион» (на Украине и в Белоруссии) «лезть на рожон» с неизбежными большими потерями не отдохнувшим и не перегруппировавшим свои боевые порядки советским воинским частям не имело резона… «Спасать» поляков, торопившихся узаконить польское правительство в эмиграции («таскать каштаны для чужого дяди»), конечно, не стоило…
Восстание потерпело поражение. Точное количество жертв восстания остаётся неизвестным, считается, что около 16 000 участников польского сопротивления погибло и около 6000 было тяжело ранено. Но в карательных кампаниях, последовавших после подавления немцами этого восстания было убито ещё от 150 000 до 200 000 человек мирного населения.
В ходе уличных боёв было уничтожено порядка 25 % жилого фонда Варшавы. После капитуляции польских сил германские войска целенаправленно, квартал за кварталом, сравняли с землёй ещё 35 % зданий города.
К сожалению стоит упомянуть, что деятельное участие в подавлении восстания принимали и бывшие «наши» - казаки-коллаборационисты из белоэмигрантов и предателей – бывших советских граждан. Всего казаки захватили около 5 тыс. повстанцев. За проявленное усердие немецкое командование наградило многих казаков и офицеров Железными крестами.
…Лишь зимой 1945 года советские войска, сконцентрировав силы, перешли в наступление и после тяжелых боев 14 января освободили Варшаву…