…В цокольном полуподвальном этаже дома, где мы жили, находилась «экспедиция» - сортировочный пункт почтового отделения. Там на широком окне всегда лежали подшивки основных советских газет, которые я пристрастился, придя из школы, ходить читать. Взрослые удивлялись такому постоянному «шибко серьёзному» 12-летнему клиенту – «читателю». Сперва пытались выгонять («кабы пацан чего не стибрил»), но потом привыкли и перестали опасаться этого тихоню - «из молодых да ранних»… Читая регулярно сводки Совинформбюро, я был в курсе всех событий на фронтах. Запомнилось захватывающее описание эпопеи «спасения» авиадесантом Красной Армии окружённого немцами в 1944 году штаба югославских партизан во главе с Иосипом-Броз-Тито. Много лет спустя, уже чуть ли не в перестроечные времена, была дана другая интерпретация этого события – как попытку «приструнить» чересчур независимого маршала Тито и повлиять на дальнейший расклад политических сил на Балканах…
Ещё до самого конца 1945 г. можно было прочитать на некоторых газетных стендах Харькова распространявшуюся правительством Англии в СССР газету «Британский союзник» (на русском языке). Именно оттуда я почерпнул, запомнил и использовал через 3,5 года в своей «лекционной» практике в техникуме уникальные по тем временам сведения о результатах использования американцами атомных бомб в Японии… Во многих номерах этой газеты публиковались отчёты специального комитета конгресса США…
К лету 1944 г можно отнести и моё увлечение футболом. Точнее – чтением статей о футболе в газете «Советский спорт». Для этого я ездил на трамвае «аж» где-то в конец Пушкинской улицы, где располагалась городская библиотека. Охота пуще неволи… Постепенно стал заядлым болельщиком. Как и большинство граждан страны основным источником футбольных новостей «союзного масштаба» в то время были уличные тарелки-репродукторы, закреплённые на уличных столбах (радиоприёмники были у немногих граждан, а хорошо принимавшие далёкие радиостанции «ящики» одно время можно было иметь только по особому разрешению).
Столпившись вокруг такой тарелки, толпы людей напряжённо внимали слегка глуховатому от волнения голосу одного из первых радиокомментаторов страны Вадима Синявского. «Внешне на слух» он вёл свои репортажи сдержанно, скажем, не так эмоционально, как спортивный «экстраверт» Николай Озеров - уже гораздо позже, в 60-70-е годы. От Синявского невозможно было услышать знаменитого победного «озеровского» возгласа «Го-о-л!». Но каждое его слово было «весомо и зримо».
Да и время было другое – любители футбола в 40-50-е годы были не менее эмоциональны, но более сдержаны в выражении своих эмоций, а – главное – более культурны вообще, чем многие нынешние разнузданные горе-болельщики. Сдержанное внутреннее волнение и какая-то простодушная наивная радость болельщиков тех времён от забитого любимой командой гола стоят куда больше, чем исступлённые фанатичные вопли и культивируемая в среде нынешних «фанатов» патологическая враждебность к «чужой» команде и к приехавшим с ней её болельщикам. Для некоторых нынешних «крутых любителей футбола» главное в посещении стадиона – это повод под выпивку «самовыразиться» в самой дикой и вульгарной форме – пошуметь и подраться. И только. Одна нынешняя мода на «файеры» чего стоит… Не говоря уже о привнесении в совремённый футбол (как и в хоккей) духа торгашества и меркантильности (когда "покупают и продают" спортсменов).
В те времена за команды в СССР выступали только наши отечественные спортсмены и - какие-никакие - вполне успешно приносили славу советскому спорту и стране, в целом...
...А город постепенно «приходил в себя» после оккупации. На улицах стали продавать мороженое, а в передвижных (на колёсах) фургончиках отпускалась газированная вода (с красным сиропом – за 3 копейки, без сиропа – за одну – но, кажется, такие цены были чуть позже, после денежной реформы).
Сироп изготовлялся без сахара, на сахарине – сладковатом органическом химическом заменителе с добавлением какого-то пищевого красителя. Лишь в конце войны появились «сельтерская вода») - с уточняющей надписью: «с натуральным сиропом на сахаре». Эта вода стоила дороже и первое время попить её собирались очереди...