09.08.00. С утра нас повезли на концерт. Повезли на новой машине: свой роскошный «Опель-Омега» они продали и купили себе крошечный (я такой вижу впервые), как букашка, «Мерседес», который, кажется, меньше «Запорожца» (3,30 м в длину).
Концерт последний в сезоне; все оркестранты уходят на каникулы. Концертный зал находится на площади Иоганнеса Брамса, построен в 1903-1908 годах крупным судовладельцем Leisz Ferdinad и подарен им и его супругой городу. Зал прекрасный, отличная акустика; в его интерьере (как мне кажется на мой непросвещенный взгляд) чувствуется подчеркнутое стремление к прямоугольным формам. В программе симфонического оркестра «Сказки венского леса» И.Штрауса, несколько небольших вещей для скрипки с оркестром (Бетховен, Брамс) и симфония какого-то современного (и совершенно мне непонятного) немецкого композитора.
После концерта большая прогулка по центральному парку Гамбурга: мы были в нем в свое предыдущее путешествие, но тогда музыкальный фонтан не работал, а сейчас работает; посмотрели, как изменяется напор воды в такт музыке; фонтан называется танцующим.
Идя по парку, я вспомнил, что еще не описывал в своих дневниках блестящую рационализацию немцев, поразившую меня еще при первом визите. У подножия крупных деревьев в землю врыты неширокие воронки Оказывается, от воронки внизу идет шланг, заканчивающийся глубоко в земле в корневой системе дерева. И в результате при поливке дерева нет необходимости лить много воды понапрасну вокруг: воду льют в воронку в том количестве, в котором она необходима, и вся он попадает по назначению.
Кстати, о рациональности. Еще в первый наш визит, едучи в Стаде, я обратил внимание на яблоневые плантации. Яблони здесь не могут тягаться своей красотой с российскими. Сорта деревьев, используемых немцами, предназначены исключительно для практических, а не декоративно-эмоциональных целей. Яблони невысокие (около 2м),довольно густые; плодов много. И для сбора урожая не нужны плодосъемники на длинных палках и стремянки: даже табуретка может понадобиться лишь в том случае, если сборщик мал ростом. И урожай собирается очень качественно и быстро (одно дерево – 20 минут).
Вечером обед и объемистые беседы .Конечно, о политике. Немцы не понимают, как это у нас может быть такое. Я бы на их месте тоже не понял бы.
А совсем вечером бутылка рейнского вина и музыка. Ульрих меня растрогал: вспомнил, что в прошлое посещение (в 1997 г.) мне понравилось адажио (вторая часть) из пятой симфонии Малера и поставил диск с этой записью. Теперь у меня уже есть эта запись своя (удалось найти в магазине незадолго до поездки), но все равно ему спасибо.