16.09.95. Сегодня было мероприятие: представители диабетического общества Гамбурга вместе с гостями (с нами и еще с одной дамой) выезжали на «уик-энд».
По дороге – беседа на бытовые темы. Домашнее хозяйство Ульрих и Хильда ведут самостоятельно. Раз в неделю приходит на час женщина, причем каждую четвертую неделю она приходит на целых 5 часов. Окна моет Ульрих. Садовники приходят дважды в год: раз осенью и раз весной. Обслуживание автомобиля – за плату. Автомобиль обходится 250 марок в месяц, плюс стоимость горючего.
Итак, доехали до Университета, где ждет заказанный автобус. Пересели на него, а автомобиль оставили на автостоянке.
Дорога восхитительно красива. Едем через Эльбу. Вид с моста грандиозный, но фотографировать я, к сожалению, не успел. Вливаемся в транспортный поток, несущийся по левому берегу Эльбы (вниз по течению). Кругом плантации, в основном, яблочные (по крайней мере, у дороги), которые тянутся на десятки километров. Это Альтштадт – самое большое в Германии (да и в мире) плантационное хозяйство. Порядок исключительный: яблони стоят шеренгами, как солдаты в строю. Все ухожено, тщательно прополото. Обслуживание полностью механизировано. Принадлежат плантации частным лицам (по участкам).
Въезжаем в маленький городок – место назначения. Городок называется Стаде. Ему 1000 лет; юбилей был недавно, и в честь оного установлен монумент: камень с корабликом. При въезде в город – частные коттеджи на берегах узеньких (два-три метра) каналов. Очень красиво. Здесь живут богатые. В центре города – тоже канал (но сравнительно широкий: метров двадцать), на берегу которого дом бургомистра Хинце и музей шведского быта.
Пошли бродить по городу. Показали нам старинную пушку, дающую сигнал при наводнении. А дальше расположен огромный рынок, церковь (протестантская, конечно) и даже синагога. Вошли в дом, построенный в 1650 году. В доме находится лавка, в которой продают цветы, а также картины художницы, которую – собственной персоной – мы имели удовольствие увидеть в этом доме.
Заглянули в местную ратушу – небольшой дом, внутри которого крошечный музей. Зайти в него не было времени; лишь видели при входе в него макет охотничьего домика. Посмотрели и вспомнили, что дачный дом, в котором мы когда-то жили в Большой Ижоре, был точно такого же типа (тот дом в далекие времена принадлежал французскому посланнику).
На рынке много не слишком дорогих товаров, но заниматься покупками сейчас неловко (не для этого нас привезли). А купим ли что-нибудь в городе (т.е. в Гамбурге), чтобы внести свою лепту в ужин, не знаем: для этого надо, чтобы нам предоставили время.
Завезли нас в какое-то кафе (или микроресторан), где заказан обед для приехавших членов диабетического общества, накормили, а потом снова пригласили в автобус, чтобы везти обратно.
Возвращаемся уже по другой дороге. По сторонам много пастбищ. Все они огорожены, разбиты на участки. Коровы и быки пасутся раздельно, разные животные (коровы и овцы) – тоже раздельно. Животные не стреножены, но уйти им некуда. Предполагаю, что участки пастбища разделены натянутой проволокой, находящейся под небольшим электрическим напряжением. Рельеф пастбищ напоминает гигантские грядки: этакие огромные горбы по150 м длиной и по 20 м шириной. Сделано так для того, чтобы вода при дождях стекала во впадины между грядками. Все сельскохозяйственные площади, мимо которых мы едем, идеально выровнены – хоть самолет сажай на них,– а потому их механизированная обработка предельно упрощена. Трава в садах подстрижена. На полях лежат закрытые мешки: так здесь теперь заготавливают силос.
Автобус заехал в какой-то живописный район в лесу – это площадка молодняка, принадлежащая зоопарку. Видели издали пару оленей, погуляли в окрестностях, после чего нас поили кофе с пирожками в местном кафе. А потом снова в автобус. Дороги туда и обратно выбраны для разнообразия различными, и на правый берег Эльбы мы возвращаемся не через мост, а на пароме, перевозящем автобус. Ширина водного участка здесь около 10 км; скорее это уже не река, а узкий залив, в который переходит ее устье.
И снова автобус мчится по шоссе – по скоростной дороге – и вот, мы снова в Гамбурге. Восьмой час вечера; мы прощаемся с попутчиками, и Ульрих везет нас домой. Ужинаем, звоним домой – в Ленинград – и узнаем, что болен Серега. Очень беспокоимся. Но, нетрудно догадаться, в нашей ситуации даже стояние на ушах ничего не изменит: в Ленинграде мы будем двадцатого, и не раньше, и не позже. Влада сказала, что операция (аппендэктомия) прошла нормально; дай Бог, чтоб это не оказалось успокоительным враньем. Завтра должны прибыть домой их родители. Надеемся, что, позвонив завтра вечером, мы сможем обо всем узнать подробнее. Но, что именно узнаем, сегодня нам неизвестно. Ситуация, как в любимом анекдоте Л.З. (телеграмма с текстом: «волнуйтесь, подробности письмом»). Спасибо, что отзывчивые и золотосердечные хозяева волнуются вместе с нами. Кстати, завтра надо будет записать их данные для приглашения их к нам в Ленинград в конце мая.
Завтра днем нас поведут к соседу. У него день рождения, и наши хозяева приглашены; разумеется, выражаясь терминологией древних римлян, приглашены «с тенью», то есть вместе с нами.
Что ждет нас завтра еще, – не знаю. А пока – на сегодня – хватит.