* * *
А в том же октябре и сама Надежда Васильевна стала студенткой — пошла на заочное отделение в Свердловский институт народного хозяйства. Сразу на два факультета: «Бухгалтерский учет в системе управления» и «Учет затрат на производство». В июле 1989 года ей вручили диплом с отличием — «студентке», тогда как раз исполнилось сорок девять лет, а ее дипломные работы считались образцовыми.
* * *
Марина, между тем, вышла замуж. Надежда Васильевна ехала в Пермь знакомиться с новыми родственниками и вспоминала все последние годы, как Марина росла и училась вдали от дома, не зная трудностей. Летом — не стройотряд, куда обычно ездили ребята за деньгами, а летная школа... Да и после окончания продолжало везти: свежеиспеченному инженеру-технологу Мотовилихинского завода, ей дали девять квадратных метров в трехкомнатной квартире. Далеко не каждому выпускнику сразу давали жилье. И Юра... Вот с Юрой Надежде Васильевне было не так понятно. И даже, пожалуй, тревожно.
— Марина, как ты относишься к Юре? — как-то спросила она дочь. — Мне неудобно у тебя спрашивать, но скажи, ты его любишь?
— Мама, не знаю, но мне с ним хорошо, я чувствую себя спокойно, так что не волнуйся, у нас будет все окей.
Но одно дело Юрий — хотя он и показался Надежде Васильевне высокомерным и даже нагловатым, но потом она привыкла. А совсем другое дело — его родители. Евгений Иванович Хлебников был большим человеком — заместителем директора по хозяйственной части огромного завода «Пермские моторы». Для него то, что его сын-отличник сошелся с девушкой старше его на три года, к тому же из семьи механизатора, рушило все планы сделать из сына ученого. Так уж устроено: родители обычно желают детям того, чего не успели добиться сами...
Сидели у Хлебниковых в гостях, в просторной «сталинской» трехкомнатной квартире, ели пельмени и знакомились. Властный и жесткий Евгений Иванович; кроткая и добрая мама Юрия, Лидия Леонидовна — не имевшая, впрочем, права голоса; старшая сестра Юрия Ирина, заканчивавшая уже второй институт, и бабушка — мама Лидии — Зоя Александровна Надсон.
— Поживем — увидим, — резюмировал Хлебников-старший; на том и разошлись, и было бы большим преувеличением сказать, что разошлись лучшими друзьями.
Помогать молодым Хлебниковы не стали, ограничивались изредка одеждой для Юрия: практически все приходилось тянуть родителям Марины. Свадебные — они же на новоселье — подарки по тогдашней моде: все сервизы, позолоченный столовый набор, постельное белье... Даже костюм Юрия привезла Надежда Васильевна: купила год назад, да всем родным оказался велик, зятю — впору.