41. Если невеста уходит к другому ...
Незаметно подкралась осень. Тамара возвратилась из деревни, оставив братишку на попечении родни. Днями она бесцельно слонялась по городу, имитируя посещение школы, а вечерами, встречаясь с Алешкой, делилась впечатлениями и все новыми планами на предстоящую совместную жизнь. Поначалу он не придавал серьезного значения ее маленьким хитростям, полагая, что все образуется и, нагулявшись, она вернется в класс. Но время шло, ничего не менялось.
- Ты когда вернешься в школу?
- В какую еще? Я ведь и так...
- Плохо, что ты забросила учебу, но еще хуже, что лжешь. Мать об этом знает?
- Знает. Сначала она меня ругала, но поняла, видно, что из-за нее, вернее из-за маленького брата, я очень отстала, и сейчас молчит. Сердится, конечно. Она думает, что мы скоро поженимся.
- Пожениться мы успеем, но где и как жить будем? Понимаю, что тебе очень трудно - жить в этой маленькой комнатушке всей семьей и так невозможно, значит надо где-то снимать. А на какие средства? Просить у родителей? Этого я никогда не сделаю - если я готов жениться, обзавестись семьей, то я обязан сам ее полностью обеспечивать. Это мое жизненное кредо, и никто в обратном меня не убедит.
- Я буду работать...
- Уборщицей, в лучшем случае - продавщицей? Учиться ты не хочешь. А я после мореходки непременно пойду в институт, каких бы трудов мне это ни стоило. Извини, но для меня это пока значительно важнее женитьбы. А ты обязана окончить хотя бы техникум, иначе на каком языке мы с тобой будем разговаривать? Поэтому давай договоримся, что ты кончаешь школу, либо идешь в техникум, а я, окончив училище, поступлю в Водный институт - очно или заочно, не имеет значения, как уж получится. Согласна?
Том молчала, это предложение круто меняло все ее планы. Но жить так, как сейчас еще несколько лет - за пределами ее возможностей и желаний. Ни со стороны матери, ни тем более отчима, никакой поддержки не будет, уже давно она чувствует себя в этой семье совсем лишней. Поколебавшись, робко пообещала:
- Я попытаюсь. Но только не в свою школу, лучше в вечернюю. Там почти все - переростки. И не так придираются к ученикам...
Хватило Тема на два месяца. Зайдя как-то вечером в ее класс, Алешка узнал, что уже давно она там не объявлялась, хотя и от него, и дома это тщательно скрывала. Время занятий коротала у подружек.
Незадолго до Октябрьских праздников Том неожиданно предложила:
- Давайте отпразднуем у нас - отчим куда-то подался, мать собирается в свою компанию на всю ночь, наверное. Мы с девчонками уже договорились, все сами приготовим, а вы - ты, Мишка Бурштейн и Колик Усанов - только захватите вина.
Мишка встречался с Верочкой, жившей no-соседству, а Колик -с какой-то ее подругой. Ну, если уже договорились...
Девочки постарались на славу. Хватало и вина. За множеством тостов и веселых историй незаметно прошла полночь.
Единодушно решили танцевать до утра, до первых трамваев. Но уже под утро всех сморил сон. Как только улеглись, каждый в обнимку со своей подругой, на пороге появилась мать. Спокойно пронаблюдав за стыдливыми и суетными сборами она, обращаясь к Алешке, бросила:
- А ты, жених, либо-либо. Если тебе тут не нравится, то и ходить не надо!
Том в голос заревела. Утешать ее было некому.
Прошло несколько недель. На переменке к Алешке подошел Мишка.
- Ты не обидишься, если на следующие танцы я приглашу в училище Тамару? Вы с ней рассорились, а я, скажу тебе откровенно, как другу давно ее люблю. Я ведь и с Веркой хожу для того, чтобы ее чаще видеть... Надеюсь, ты меня поймешь, а ребятам я все объясню.
Легко пережив первые неприятные минуты встречи с Алешкой, она закружилась в веселом танце с Михаилом. Никого вокруг счастливее не было.
Учеба близилась к концу. Перед выпускными экзаменами сыграли скромную свадьбу и вскоре покинули Одессу.