12/XI. "Передовая доярка колхоза "Новый путь" Мария Павловна Астахова. Молода ещё. Тип хорошей доярки, который встречаешь всё чаще. Грамотность в пределах 8 -- 9 классов. Думает сама, как лучше работать. Дояркой была и раньше, потом перерыв года в два по семейным делам. Затем уговорили вернуться. И сразу же в первом году -- первое место.
Вечером опять у Уколова. Заговорили о льне, о мыслях Титкина. Уколов недовольно машет рукой: "Ничего не выйдет: никто в области заниматься льном не станет. Теперь свекла. А если сеять лён -- это значит связываться с Орловской областью, возить тресту туда. На это никто сверху не согласится". И я думаю -- вот оно уже не ведомственное, а территориальное местничество. И оно принесёт таким колхозам, как "Россия", т.е. имеющим благоприятные условия для культивирования культуры, относящейся вне фавора руководства области, вне его планов, немалый ущерб: они вынуждены заниматься тем, к чему не лежит сердце, для чего нет вообще подходящих условий. На моё замечание, что и свекла даст доход, а кроме того жом, ботву, Владимир Афанасьевич безнадёжно машет рукой: "Ничего, кроме мороки, она нам дать не может. Завод по её переработке далеко, жома, конечно, не получим". С увлечением говорит о расчётах по мясу на 1960 год. Выходит -- только свинины будет 50 центнеров на 100 га. Телят -- всех на подольский метод. И ещё клевер, клевер и клевер. В этом году ещё укрепили колхозы кадрами. В "Свободный труд" направили председателем Вячеслава Филимоновича Фомина, бывшего главного агронома совхоза "Арсеньевский". В "8-е марта" -- директора школы Андрея Семёновича Попкова, сына знаменитого в здешних местах председателя Попкова, который уже ушёл из жизни (даже посёлок, где он живёт, называется Попковский посёлок). Из райкома направили секретарями колхозных организаций в "8-е марта" завпарткабинетом Павла Семёновича Гришина и в "Красный богатырь" инструктора Юрия Андреевича Грачёва.
Торфа вывезти всего -- 100 тонн. Общий доход колхозов за год возрос на 3 миллиона рублей. А свеклы в будущем году -- 600 га. Она здесь впервые. С горьким сожалением говорит: "Нет землеройной техники. Нам бы, хотя ещё один бульдозер".