authors

1434
 

events

195260
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Dmitry_Blagovo » Бабушкины рассказы - 16

Бабушкины рассказы - 16

10.10.1792
Москва, Московская, Россия

II

 В конце 1764 года Яньковы переехали опять на житье в Москву: Александр Данилович все хворал и в конце мая 1766 года скончался и был погребен в своей приходской церкви у Успенья на Овражке, в приделе св. Николая, за левым клиросом у окон, рядом со своими малолетними детьми, там же погребенными.

 Анна Ивановна осталась с четырьмя детьми: двумя дочерьми -- Анной, 16-ти лет, Клеопатрой, 14-ти лет, и двумя сыновьями -- Дмитрием, 5-ти лет, и Николаем, 3-х лет. Года два спустя она поехала в Петербург и поместила своих мальчиков в малолетний Шляхетский корпус,[1] где был в то время директором известный Иван Иванович Бецкий[2] и где воспитывался первый из Бобринских, впоследствии граф Алексей Григорьевич.[3] Императрица Екатерина весьма заботилась о его хорошем воспитании, и потому, говорят, малолетний корпус был тогда в самом цветущем положении. Анна Ивановна, говорят, очень грустила, что рассталась с детьми, и, пожив еще до 1772 года, скончалась от простудной горячки на другой день Рождества Христова.[4] Ее отпели в Москве, но так как хоронить в приходских церквах со времени чумы[5] было воспрещено, то и схоронили ее в подмосковной, в селе Горках,[6] в приделе пророка Даниила.

 Умирая, Анна Ивановна завещала своих детей внучатой своей сестре, княгине Анне Николаевне Долгорукой, урожденной Строгановой, а мужа ее, князя Михаила Ивановича, назначила опекуном над детьми и над их имением.

 Обе девицы Яньковы переехали жить к Долгоруким в их дом близ Девичьего поля в приходе Воздвижения на Пометном Вражке.[7] Младшая из дочерей, Клеопатра, была, говорят, прекрасна собою, но слабого здоровья. Она очень любила свою мать, после ее смерти стала чахнуть и спустя два года после нее скончалась от чахотки; ее отпели также в Москве и повезли в село Горки и схоронили там в церкви, возле ее матери. Ей было от рождения 22 года.

 Старшую сестру я знала; она бывала у батюшки и всегда его величала "братец", потому что доводилась ему правнучатою сестрой, и он тоже называл ее сестрицей. Но он не очень ее долюбливал и про нее говорил: "Эта старая девка прехитрая и прелукавая, и только у нее и разговору, что ее Долгорукие". Я стала ее знать в конце 80-х годов, когда ей было уже под сорок лет. Она была очень мала ростом; головка прехорошенькая, премилое лицо, глаза преумные, но туловище само неуклюжее: горб спереди и горб сзади, и, чтобы скрыть этот недостаток, она всегда носила мантилью с капюшоном, очень большим и весьма сборчатым, так что сверху из капюшона выглядывала маленькая головка, а снизу тащилась преполная юбка с длинным шлейфом, что выходило пресмешно. Анна Александровна была очень умна и воспитание получила хорошее, что тогда было довольно редко. Все учение в наше время состояло в том, чтоб уметь читать да кое-как писать, и много было очень знатных и больших барынь, которые кое-как, с грехом пополам, подписывали свое имя каракулями. Анна Александровна, напротив того, и по-русски и по-французски писала очень изрядно и говорила с хорошим выговором.

 По смерти сестры своей она осталась жить у Долгоруких, которые имели трех дочерей: Прасковью Михайловну, Анну Михайловну (впоследствии за графом Ефимовским) и Елизавету Михайловну (потом за Селецким) и сына Ивана Михайловича, который был сочинителем и стихотворцем.[8] Княжны были помоложе Яньковой, и, живя у них в доме, она за ними приглядывала и, как старшая, иногда с ними выезжала.

 У батюшки она бывала изредка, и хотя он принимал ее по-родственному, но особого внимания ей никогда не оказывал, и так как с Долгорукими не был знаком, то к ней и не ездил.

 Когда ее братья, Дмитрий и Николай, вышли из корпуса в 1783 году, она с ними приезжала к батюшке, но это было в то время, как скончалась матушка, и нам тогда было не до того; не помню, принимали ли их или нет. После того они бывали у нас три-четыре раза в год, но с 88 или 89 года Анна Александровна стала у нас бывать чаще и чаще.

 Раз как-то батюшка и говорит за столом:

 -- Не понимаю, отчего это Янькова так зачастила ко мне; давно ли была, а сегодня опять ко мне приезжала; не знаю, что ей нужно, а уж верно недаром -- она прелукавая.

 И старший из ее братьев тоже стал у нас бывать почаще прежнего. Младший, Николай, был уже в то время женат и жил большей частью с женой в деревне.



[1] 24 ...малолетний Шляхетский корпус... -- Это привилегированное учебное заведение для дворянских сыновей было основано в 1740 г. Здесь, обучаясь наукам, мальчики получали военные чины.

[2] 25 ...известный Иван Иванович Бецкий... -- И. И. Бецкий (Бецкой, 1704--1795), генерал-поручик, видный деятель российского просвещения; он основал ряд учебных заведений и в их числе Воспитательное общество благородных девиц; был известен своей благотворительностью; являлся одним из воспитателей великих князей Александра и Константина Павловичей; с 1865 г. -- шеф Сухопутного Шляхетского кадетского корпуса. Ему посвящено стихотворение Г. Р. Державина "На кончину Благотворителя. (И. И. Бецкого)".

[3] 26 ...воспитывался первый из Бобринских, впоследствии граф Алексей Григорьевич. -- А. Г. Бобринский (1762--1813), сын Екатерины II и Г. Г. Орлова. В 1781 г. Екатерина II пожаловала ему герб, что и положило начало дворянскому роду Бобринских. Почти сразу по восшествии на престол Павел I произвел Бобринского в генерал-майоры и возвел его в графское достоинство; его сын граф Алексей Алексеевич (1800--1868) был приятелем А. С. Пушкина.

[4] 27 ...день Рождества Христова. -- Праздник рождества приходится на 25 декабря.

[5] 28 ...со времени чумы... -- Речь идет об эпидемии 1770--1771 гг. (см. примеч. 42 к Главе первой).

[6] 29 ...в подмосковной, в селе Горках... -- о Горках см. на с. 389. Д. Д. Благово, разойдясь с женой, оставил ей все свое имение, вскоре пошедшее с торгов (см. с. 362).

[7] 30 ...в их дом... на Пометном Вражке. -- Этот дом представлял собою "большие старинные тесовые хоромы в один этаж", стоявшие посредине обширного двора. В одной из зал дома был великолепный домашний театр; в нем ставились "домашние благородные спектакли, на которые <...> приезжала вся московская знать..." (Пыляев, Старая Москва, с. 475--480).

[8] 31 ...Ивана Михайловича, который был сочинителем и стихотворцем. -- И. М. Долгоруков (1764--1823), автор популярного стихотворения "Камин в Пензе", начал печататься с 1788 г. В 1802 г. вышел его первый поэтический сборник, изданный вновь в 4-х частях в Москве в 1817--1818 гг.,-- "Бытие сердца моего, или Стихотворения князя Ивана Михайловича Долгорукова". В предисловии к сборнику автор писал: "Не сгори Москва, не растерзай француз всех библиотек в столице, я бы не печатал снова моих произведений". Сочинения его в двух томах были изданы А. Ф. Смирдиным в 1849 г.

12.01.2023 в 13:53

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: