Четверг, 15 марта, Мекнез
Выехали утром. Погода прекрасная. Город Зар-Хон и его дымки. Горы на горизонте справа, наполовину закрытые облаками. Въехали в горы; небольшой переезд — и открылась обширная долина, в которой расположен Мекнез.
Остановка после переправы через маленькую речку. Это та самая, которую мы перешли вчера; она делает петлю. Олеандры и пр.
Встретили всадников, состязавшихся в скачке; долго оставались на солнцепеке.
Мекнез был влево от нас, а издали мы увидели на холме гвардию императора. Справа под нами, на равнине, состязаясь, она подняла тучу пыли.
Переправились в суматохе через быстрый ручей. Паша Мекнеза и правитель Месхуара уже выехали нам навстречу. Мы поднялись на холм. Встретили гонца императора, ужасного мулата, с незначительным лицом; очень красивый белый бурнус, острый колпак без тюрбана, желтые туфли и золоченые шпоры, лиловый пояс, шитый золотом, патронташ с богатой вышивкой; узда коня лиловая с золотом. Галоп черной гвардии, колпаки без тюрбанов. Замечательное зрелище представляла собой эта толпа пестрых и черных фигур позади нас; тусклая белизна одежд на общем фоне.
Скучная прогулка. Постоянные скачки слева от нас; справа ружейная и артиллерийская стрельба. Время от времени мы подъезжали к группам людей, усевшихся кружком, которые поднимались при нашем приближении и стреляли прямо перед нашим носом. Впереди нас музыка. Едем следом за знаменами. Спешиваемся слева. Вот каков вид Мекнеза (набросок). Один из предков нынешнего императора вынужден был довести до самого Марокко стену, которая проходит по обе стороны моста. Белые пятна по всему этому холму. Везде преобладает белое.
Красивый эффект во время подъема; знамена и пр. тусклыми пятнами выделяются на чистой лазури неба.
Почти два десятка знамен. Идем мимо могилы святого. Рядом пальма. Кирпичные постройки. Очень высокие городские ворота. Разнообразный фарфор и т. д. Когда слева входишь в город, на укреплениях — всадники и палатки.
Другой въезд в город. Знамена, склоненные у ворот.
Я оказываюсь возле человека с ребенком на осле. Из этих ворот, если обернуться, видны стены, под которыми мы недавно проходили. За воротами огромная толпа. Справа колоссальный главный вход.
Перед нами улица. Налево длинная и широкая площадь, а впереди нас полукругом выстроилась пехота, давшая залп; за пехотой конница. Сзади, на домах и возвышениях, население.
Осмотрели несколько укреплений перед тем, как вернуться. При проезде через одни ворота справа — гигантские пальмы; прежде чем въехать в другие ворота, двигались вдоль вала. Справа на кургане множество женщин, испускающих крики.