Гл. 9. Друзья семьи Голанд
На фото слева: Семен Маркович Селюцкий
На фото справа: Арон Флейшман
***
Я помню, у родителей было много друзей. Когда отец и мать работали в своей квартире и фотолаборатории на первом этаже во дворах дома 26/28 по Кировскому (Каменноостровскому) проспекту, к ним приходило много фотолюбителей, которые сами не могли зарядить фотоаппарат, проявить пленки и отпечатать фотографии.
Таким был и Семен Маркович Селюцкий. Вскоре он стал нашим постоянным клиентом. Подружились семьями. Семен Маркович в годы становления советской власти был председателем «Рабиса» – творческой организации работников искусств, вокруг которой концентрировалась интеллигенция.
В 1952 году Семен Маркович узнал, что Голанд занимается цветной фотографией, и попросил показать ему работы. Фотографии Крыма очень понравились Селюцкому. Он посоветовал отцу отнести их в редакцию Ленинградского отделения издательства «Изогиз» директору Н. Дембо.
Так появились на свет шесть авторских открыток Ильи Боруховича Голанда с Крымскими видами. Семен Маркович сказал отцу, что это его «путевка в жизнь».
У Ильи Голанда вышло в свет более 300 открытых писем - открыток, как с марками - Издательство Министерства Связи СССР, Почтовая Экспедиция, так и без них. Так же были изданы буклеты Москва и Ленинград с 12 отрывными открытками с марками.
Вся наша семья обожала Семена Марковича и его жену Иду Борисовну Ашкинази. Я часто бывал у них дома. Ида Борисовна варила варенье из разных ягод и плодов и угощала меня, расспрашивала об учебе в художественной школе. Семен Маркович часто ездил с нами в машине к месту съемки, а по дороге вел обстоятельный разговор «за жизнь». Я слушал все эти разговоры. К сожалению, лучший друг нашей семьи Семен Маркович Селюцкий тяжело болел и умер в возрасте пятидесяти четырех лет. Ида Борисовна скончалась через три месяца после мужа.
Для всех нас это стало потрясением.
***
Александр Леонидович Левин жил в соседней парадной нашего дома. Алик – так мы его называли – был сыном актрисы и известного врача-отоларинголога. Александр Леонидович тоже был отоларингологом, как отец, заведовал кафедрой, был кандидатом медицинских наук и занимал профессорскую должность. Он лечил нашего отца. Мама приходила к доктору Левину, который выписывал для него рецепты. Александр Леонидович сделал ему несколько операций. Это был не только выдающийся врач, знаток своей профессии, но и чудесный, отзывчивый человек. Он обожал работы отца, восхищался ими. «Как же тебе помочь, Илья?» – спрашивал он. И помогал. И отец всегда дарил ему свои альбомы.
***
В нашей большой семье стал часто бывать Арон Флейшман, уроженец города Риги. Его родители родом из Двинска, они были знакомы с нашим отцом с детства. От Рижского политехнического университета Арона направили на учебу в Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова. Это было примерно сорок лет назад. Он снимал комнату на Петроградской стороне, недалеко от нашего дома, и часто стал бывать у нас. Отец любил разговаривать с ним, их беседы были содержательными и продолжительными. Арон обладал удивительными человеческими качествами. Он был очень общительным и спокойным, всегда помогал маме по дому. Арон очень хорошо учился и так же, как все универсанты, много знал, был всесторонне образован. Он давал мне читать свод законов, предназначенный для офицеров армии, книгу «Ядерная война», в которой утверждалось, что такая война невозможна, а также книги зарубежных авторов, за что ему огромное спасибо. Мы беседовали с ним о психологии, ее применении на практике, о формальной логике, о зарубежной литературе. Прогулки по городу сопровождались беседами на разные темы. Помню, как я чертил схемы для его дипломной работы. По окончании университета Арон служил в поселке Саперное Ленинградской области, что в шести километрах от нашей дачи в Лосево, и часто приезжал к нам. Помогал отцу улаживать какие-то проблемы по даче, разговаривал с представителями власти в области. Позднее, в Риге, он женился. Я был на его свадьбе, фотографировал и подарил ему и его супруге Рите фотоальбом, где была запечатлена их свадьба. В их семье вырос сын Леопольд, у которого в настоящее время двое сыновей. Мы до сих пор поддерживаем теплые, дружеские отношения.