Пятый курс пролетел незаметно. Лёка работала на бессмертную оборону, я торчал по вечерам на кафедре, где Слава Жуйков пичкал меня идеями, лежащими в основе его будущей диссертации. Серёга Харитонов, Володя Иванцов и Юра Семёнов составили ядро будущего мозгового центра под руководством Е.А. Подъякова.
Мы с Лией стали увлекаться театром и всевозможными культурными событиями, происходившими в нашем городе. Театры драмы, музыкальной комедии, оперетты, концерты «Мадригала» при свечах, походы в самые престижные кафе города и прочее.
Для выполнения экспериментальной части диссертационных работ Славы Жуйкова, Володи Чечуева и Володи Федоткина (с какой лёгкостью я сейчас называю их имена с некоторой панибратской интонацией, а они в ту пору были аспирантами на выданье), я вынужден был ездить в командировки. Ленинск-Кузнецк принимал нас всю весну 1972 г.
Зам начальника штаба ВГСЧ Кузбасса Аркадий (к стыду своему не помню его фамилию) предоставил мне свой кабинет для написания дипломной работы. В этом же здании, в подвале, мы проводили серии экспериментов, заставляя асинхронные движки вращаться от аккумуляторной тележки. Наиболее памятными были посещения столовки для шахтёров. Там подавали пельмени, изготовленные на твоих глазах вручную, и к ним предлагали кофе с коньяком в гранёных стаканах.
Запомнился и один из вечеров у Аркадия. В его холостяцкой квартире мы варили целую кастрюлю сарделек, которыми потом закусывали водку новокузнецкого розлива.
Сардельки Аркадий резал тесаком, который ему достался в качестве трофея на пирсе Кенигсберга, в штурме которого он принимал участие. В составе морской пехоты он высаживался на пирс после торпедной атаки катеров, доставивших эту пехоту с моря.
Тесак представлял собой прямой клинок симметричной заточки, на шишаке, венчавшем рукоять, с одной стороны была изображена свастика, а с другой – одноглавый орёл. Вдоль кровостока шла надпись – Deutsсhland uber alles.
Насколько я понял, со слов хозяина, эти ножички носили офицеры SS. Вот такие детали остались в памяти.
Аркадий вскоре умер. Насколько я помню, у него не было никого, кроме единственной дочери.
Диплом я писал полностью самостоятельно, поскольку в командировку с собой не взял ни одного конспекта. Лия исправно помогала мне оформлять чертежи и записку. С тушью у неё получалось гораздо лучше.
Защита прошла на ура. Настало время выбора пути на ближайшее будущее.