ххх
За деревней Михалково протекает ручей, в котором мы всегда брали воду для чая. Возьмешь ведерки и идешь вдоль деревни с таким настроением, как будто что-то торжественное предстоит: я иду на ручей....Спускаешься к нему по узкой тропинке, а там тебя встречают комарики, как их ласково называла мама.Опускаешь ведерко в бетонный круг, наполненный прозрачной ключевой водицей, опускаешь другое, подхватываешь за ручки... и бегом наверх, оставляя комаров без обеда. А чай из ручья не сравнишь ни с какими напитками....Самовар шумит и сипит на сосновых шишках и березовых чурбанчиках ...весь сияет своими медалями. Чаепитие в Михалкове ...До чего же он вкусный этот чай, и каких только запахов не впитал в себя: здесь и сосновый, и березовый, и как будто все ароматы полей у тебя в стакане...размешивай и пей небольшими глоточками, наслаждайся, в Москве такого никогда не будет...И так мне захотелось сейчас, сидя в городской квартире, этого чая, что решил я свою мечту осуществить.
Накануне мой духовный сын Вячеслав предложил мне отвезти меня в Михалково. А я решил захватить порожнюю посуду, набрать в ручье воды и попить в Москве из нее чая....Конечно, самовара того нет... Если он и жив, то потускнел, наверно, да и где теперь его искать...Может, на выставке где-нибудь стоит, вспоминает своё блестящее житье. Мы выехали рано утром. Был чудесный дождливый день.Приехали в Михалково и пошли на ручей... под зонтами прошлись по хвойному лесу, затем набрали в ручье михалковской ключевой водички, постояли у пруда, на уточек посмотрели... Вдруг Вячеслав говорит: "Батюшка, а не съездить ли нам к Преподобному, времени ещё мало, обернемся". Сели и поехали. Я говорю..."Это нас Архистратиг Михаил со ангелы на крыльях понес в Сергиев Посад... Смотри, Вячеслав, какое чудесное желание он вложил в твое сердце. Так что не одни мы туда едем, они, ангелы, нас сопровождают...". Дождь идет, а нам благодатно и радостно, и на душе светло. Проехали вдоль монастырской стены, он поставил машину... идем через святые ворота, а у меня слезы на глазах...Неужели я здесь, в обители Преподобного... Вошли в Троицкий собор..... там полумрак, батюшка читает Евангелие, а свет Христов как бы всех окутывает. Я стою на коленях и поливаю слезами истоптанный богомольцами пол собора.... и молюсь за всех ... имена их Господь знает. Подниматься не хочется, так бы и целовал этот святой пол... и плакал бы за всех и за вся.... Свечки поставил, ещё раз приложился к мощам, кто знает, когда ещё приеду....
Дома поставил чайник и на михайловской ключевой водичке заварил чайку... А как только поднес к губам чашку и отхлебнул, то сразу вспомнил 1972 год, когда последний раз пил такой чай, тот же вкус и аромат....Поклонился я Вячеславу: спасибо тебе за михайловскую водичку, а за Преподобного - вечный я твой молитвенник...
У Преподобного был, у Преподобного был, - только и твержу. Какой счастливый день посетил меня. Сколько же чудес на свете, просто их нужно видеть.
Почаще бы шел дождь, с ним вместе плакать как-то сподручнее. У дождя своя молитва - каплями, а у меня - слезами...
ХХХ
Хозяйку дачи звали Мария Сергеевна. В горнице у нее иконы, как и у многих в деревне. Как то мы с мамой сидели у пруда, подошел мужчина, разговорились..."Вон видите, на той стороне небольшой зеленый домик...Это, знаете ли, раньше была... часовня". Наверное, деревенских, ушедших в другой мир, сначала ставили туда, а потом уже отпевали в Архангельской церкви. Деревенский быт и жизнь духовная были отлажены, и как потом все обернулось неверием, безбожием... Срамотой и болью, которая и до сегодняшнего дня не прошла: болью за разор, что мы сами у себя учинили....
А деревня Воронки, как жила, так и живет, кое в ком теплится ещё вера, были и раньше там верующие старушки, наверное, и сейчас есть... Открыт теперь в бывшей Юсуповской усадьбе небольшой, но уютный храм... И помолиться можно сходить, и куличик освятить, и ребеночка окрестить... А преставишься - отпоют и с молитвой в последний путь проводят... Неискоренима вера в нашем народе: разрушенное поднимает и поломанное восстанавливает, только избави Бог от повторения того, что было....Спаси и сохрани, Господи, нашу страну и другие страны, которых мы по своему неразумию сбили с истинного Пути!
Ххх
Теперь храм Архангела Михаила в Архангельском всегда открыт. К “ящику” подходит женщина средних лет: “Ты, Боженька…” - “Я - не Боженька, а Боженька - там,” - отвечает женщина, продающая свечи, и подводит прихожанку к иконе. Та начинает громко говорить, обращаясь к иконе как к живой. Потом переходит к другой иконе, спрашивает, рассказывает что-то, идет самый настоящий диалог, иконы ей отвечают, а она - им. Люди не обращают на нее внимания, посчитав за больного человека, а я подумал: это женщина видит то, что от нас сокрыто. Неизвестно ещё, кто из нас болен: она или мы? Она в храме у Живого Бога, у Живой Божьей Матери, у святых, ведет с Ними беседу, и они ей отвечают. А мы ходим, ставим свечи, целуем иконы, но никакой беседы с Богом не ведем. Со знакомыми мы разговариваем, а в храме почему-то молчим.
Возможно, в тот день я встретился с блаженной. Когда я выходил из храма, она всё говорила и говорила с иконами…
ххх
В Архангельском, за усадьбой Юсупова, за церковью Архистратига Михаила была очень уютная и приветливая столовая с чудесным, хвойно-лесным названием "Белочка", где над входом, среди сосновых веточек сидела белка. Мы с Тамарой довольно часто туда заходили, любила эту столовую и мама.... Хорошие, почти домашние обеды, горячие пирожки, булочки, большие деревянные столы и стулья...Бывало помолимся и сидим обедаем, а совсем рядом лес с настоящими белочками, могучими елями и соснами. Как-то поехал я уже один и увидел, что столовую закрыли... Ремонт делают, подумал я, но ничего, откроется столовая и будет ещё уютнее и теплее. Дождался я, когда столовую открыли, и увидел, что назвали её по-другому - "Пивной ресторан "Усадьба" (наверное, чтобы угодить Юсупову). Вряд ли бы он одобрил тех, кто это построил. Испортили они его землю, в украшение которой он вложил все своё умение и свою жизнь. Внутри этого ресторана полы и перегородки, отделяющие столики, покрыты темно-красным бархатом, везде понатыканы "произведения искусства". А цены такие, что волосы встанут дыбом...Подъезжают в обеденное время три-четыре шикарные машины, выходят "добры молодцы" с "красными девицами" и уверенной походкой хозяев проходят в "Усадьбу". Спрашиваю уборщицу бабу Шуру, много ли бывает посетителей, а она говорит, что только на машинах приезжают, в основном из таможни... Вот и канула в Лету "Белочка", да и живых белочек в лесу архангельском я давно не встречал.