ххх
Как мы с матушкой Тамарой стирали белье…
Как-то позвонил я моей родственнице Кате, а она мне говорит: “Батюшка, а я белье стираю”. Говорю ей: “Я тебя отвлекать не буду, знаю, как это трудно”. А она мне: “Чего же трудного? Включила машину, сижу да книжку читаю”. Мы с Тамарой стирали иначе. Вначале стирали белье постельное, а потом все остальное. Пододеяльники, простыни, наволочки кладу в таз, заливаю холодной водой, а затем отжимаю, потом опять в таз и заливаю горячей. Намыливаю белье и даю минут пятнадцать-двадцать постоять, затем отстирываю, выжимаю и кладу в большой бак, заливаю теплой водой, настругиваю ножом мыло, кладу соды, “Лоска”, персоли и ставлю на большую горелку, а сам помешиваю деревянной палкой. Бак сверху закрыт крышкой, чтобы белье парилось. Затем в большой таз наливаю холодной воды, несу бак с бельем в ванную и палкой начинаю перебрасывать белье в холодную воду, которая в то время течет из крана.. Пар в ванной стоит такой, что ничего не видно. И сам я весь мокрый. Полощу в холодной воде, затем в горячей, затем опять в холодной, наливаю в таз холодной воды и кладу синьку. По одной вещи засиниваю и отжимаю. Да, ещё кладу детскую присыпку и крахмал… Забыл, давно уже так не стирал. А как сейчас стираю, никому не скажу, стыдно. Но стирать по-прежнему не могу. Потом мы вешали белье на лоджии. Тамара любила на белье смотреть, как оно на ветерку полощется, особенно с улицы, говорила: “Сердце радуется”. Когда она заболела, то я один стирал, она не могла мне помогать. Очень была хозяйственная, трудолюбивая, о стиральной машине никогда и не помышляла. А зачем, бывало, скажет, разве машина так выстирает? Так стирала её мама до 90 лет. Старой закалки были, царской. Пишу про простую стирку и думаю, что и стирка - Божье дело. При сотворении Господь призвал человека трудиться в поте лица. Вот мы и трудились. Когда, помню, ложился спать, она мне говорила: “У тебя генеральская постель”. Вся благоухала какой-то неизъяснимой чистотой. А уж сон был крепкий-крепкий, как в хвойном лесу. ххх
Как много вещи говорят об ушедшем близком человеке! Вспоминается, где покупали, как везли, радовались, дарили, как радостно смотрели друг другу в глаза, поздравляли… и как хороша была наша земная жизнь. Наверное, столько не испытываешь радости, когда тебе дарят. Чудесно, когда ты сам эту радость доставляешь другому своим подарком, своей улыбкой. Сам Господь сказал: “рука дающего да не оскудеет”. Дарите любимым цветы, дарите всё, что будет радовать близкого и дальнего. И эта радость дарения всегда будет с вами. Какими хорошими словами Церковь провожает нас домой в конце Литургии: “яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть…”
ххх
Цветы на подоконнике,
Цветы, цветы...
Каждое утро я поливаю цветы - цветы, которая вырастила Тамара. Её цветы. Я никогда не смогу сказать “мои”. Они живы её теплом, её заботой. А так бы завяли… Я просто омываю их водичкой, чтобы не запылились, а они растут и отвечают любовью - красивыми красными бутонами. На улице снег, мороз, а они пылают огнем. Хотят согреть меня, передать тепло и привет от Тамары. Мы с ними друзья. Живем и по утрам киваем друг другу. Доброе утро, здравствуйте, вот мы и проснулись. Давайте молиться Богу и завтракать. Мне - кофе, вам - теплая комнатная водичка, чтобы не застудились. Так и живем. Они на подоконнике, а я - рядышком за столом. И друг без друга обойтись не можем.
Цветы на подоконнике,
Цветы, цветы…