ххх
Тамарин папа, как и мой, воевал, но домой вернулся. Добрейшей души был человек, прошел три войны, Первую Германскую, Гражданскую и Отечественную, и Господь его хранил... Умер он в Звенигороде в доме отдыха, привезли его домой, и не верилось, что он уже не встанет, не пойдет в сарай и не застучит там своим молотком, и не взмахнет рубанком... Оставил он только свои чудесные поделки: табуретку, столик, буфет, шифоньер и добрую память о себе.
ххх
Двадцать пятое октября - день памяти мамы Тамары Ефросинии Тимофеевны. Прожила она 90 лет, и до последних дней всё для нас с Тамарой что-нибудь делала, готовила, стирала, гладила, а поняли мы это только, когда она ушла…. Умерла она в день праздника Иерусалимской Божией Матери. В Измайлове, где я служил, этот праздник торжественно отмечался: огромная икона, крестный ход и множество народа. Мы с матушкой обычно в этот день ездили к ней на могилку на Хованское.
Мамы, мамы… Как нам без них трудно. Пускай будут старенькие, больные, лишь бы жили, лишь бы не уходили, не оставляли нас сиротами… А ушедши, не оставляли бы нас своими молитвами у престола Господня. Нет ваших рук, нет ваших глаз, нет ласковых и добрых слов, и некому успокоить, попечалиться или порадоваться с нами. Не хватает вас, любящих и всегда прощающих. Бесчувственные мы. Обижаем их, когда они с нами, и не замечаем того, неправду им говорим... Вот из-за этого и жизнь не удалась, и семья не получилась или развалилась, и на работе неприятности. Чти её, и Господь прибавит тебе дней на земле, и будет тебе благо лишь за то, что почитал её, - вот как у Господа всё просто и понятно.
ххх
Перед моим рукоположением владыка Киприан сказал: “Чтобы матушка Тамара стояла на левом клиросе и видела твое рукоположение, смотри, скажи ей, чтоб пришла”. Но матушка была очень стенительной и на рукоположение не пришла. Храм посещала тихо и незаметно, незаметно и тихо молилась. Сколько раз я ей говорил: “Поедем, я тебя познакомлю с нашим настоятелем владыкой Нифоном”. “Ой, я не знаю, о чем я с ним буду говорить. Засмущаюсь и убегу”. Правда, по телефону Тамара с ним разговаривала. Всем в жизни, а особенно в служении, я обязан моей маме и моей матушке Тамаре.