48 лет
В партии народной свободы
Март. Я также отдал рань революционному настроению и записался в члены партии народной свободы, хотя терпеть не мог и не могу политики. Записался лишь потому, что надеялся принять близкое участие в издании газеты.
Сегодня заседание членов партии, пожелавших принять участие в издательской деятельности, было назначено на час дня в доме клуба автомобилистов, в Мироносицком переулке. Собралось человек 20. Это была соединенная комиссия газетная и редакционно-издательская. Люди все интеллигентные, занимавшие, по-видимому, хорошие посты. Председательствовал Николай Петрович Юшневский, совсем еще молодой человек, кажется, помощник присяжного поверенного.
Путем прений и докладов Юшневского и других лиц выяснилось, что можно уже приступить к осуществлению давно назревшей мысль издавать собственную газету. Затруднение представлял лишь вопрос о типографии. В Харькове возможно было печатать газету только в количестве до 5 000 экземпляров и только в одной типографии "Утро", прекратившей свое существование, но печатанию там новой газеты служило препятствием намерение губернской земской управы приступить к печатанию собственной земской газеты в количестве около 2 500 экземпляров.
Управа начала вести переговоры раньше и поэтому соединённая комиссия решила предварительно войти в переговоры с уездной управой по вопросу о совместном издании газет.
Затем выяснилось, что как только представится возможность найти типографию, сейчас же возможно будет приступить и к изданию газеты, так как находятся лица, которые хотят образовать акционерное общество с капиталом, потребным на издание, в размере 400.000 руб.
Наше собрание можно было сравнить с тем ветхозаветным хаосом, из которого постепенно выделялся свет и тьма, земля и небо и т.д. собрались люди, незнакомые или мало знакомые друг с другом, потолковали, и в результате начали выясняться и формироваться необходимые вопросы, -- конкретное становилось реальным.
Выяснив вопросы о типографии и средствах, отделили газетную комиссию от редакционно-издательской тем, чтобы каждая работала самостоятельно.
На газетную комиссию была возложена организация газеты, а на редакционно-издательскую издание брошюр, листков и т.д., которые знакомили бы обывателей с настоящим политическим моментом и подготовляли бы их к учредительному собранию.
Когда Юшневский стал пополнять списки записавшихся в ту или другую комиссию. Оказалось, что большинство причислило себя к газетной комиссии, но многих из них не было на лицо. В последнюю комиссию записался и я.
В настоящем заседании приступили было к выборам должностных лиц для каждой комиссии, но затем решили отложить их до окончательного выяснения вопроса о типографии.
Примечание: в конце концов из попыток партии ничего не вышло. Пробовали издавать листки партийного собрания, но дальше 3-4 номером они не пошли. Вопрос же об издании газеты в некотором масштабе заглох, но он как намеченную типографию захватили анархисты. 31/XII 1917
<Вклеена статья, отпечатанная на машинке: "Праздник революции в Харькове 16 марта 1917 года">