Четверг 24 июля. Немцы заняли без боя Ченстохов и Бендик Петроковской губернии и Калиг.
Лодзь, всегда сдержанный в выражении чувств к России сегодня прорвался и устроил манифестацию.
Толпа народа с портретами Государя и трехцветными национальными флагами предводительствуемая военным оркестром, прошла по главной улице к канцелярии начальника гарнизона Васильева. В толпе виднелись каретки скорой помощи. По дороге махали шляпами и кричали ура. Манифестанты в несколько тысяч человек представлены были исключительно простой европейской молодежью.
Подойдя к канцелярии Васильева, оркестр заиграл гимн. После этого кричали ура. Васильев бывший на балконе сказал краткую речь, покрытую криками ура. Раввин произнес по отношению к Государю прочувствованное слово.
В заключение Васильев попросил всех идти тем же порядком обратно, стараясь не задавить кого-либо. Всякий раз, как проходящие равнялись с балконом, они поднимали патриотические крики, махая шляпами. Васильев кланялся и делал знак ладонью, чтобы продолжали путь дальше, -- дескать не увлекались своими чувствами.
Манифестанты продолжали свой обход. Когда я дописывал эти строки, они с криками ура под сильнейшим дождем проходили мимо моих окон, повидимому, закончив свой обход. Толпа значительно поредела: оставалось не больше сотни. Флаги намокли, портрет Государя в раме, надо полагать, значительно попортился.
Разнесся слух, что немцы ушли из Ченстохова.