Орден св. Анны 3-й степени.
23 мая. На днях получил с почты орден св. Анны 3-й степени, высочайше пожалованный мне 6 апреля текущего года. Это меня порадовало не столько из честолюбия, сколько от сознания, что он получен мною за действительные заслуги и притом не по протекции.
Когда я принял участок от Добрышина, то управляющий Штанге, умерший 11 января текущего года, сказал мне, что не забудет меня, если я приведу в порядок все дела. Этим словам я не придал особенного значения, зная слабую память покойного, тем не менее принялся усердно за дело. Нужно было сдать в архив дела за 10 лет в надлежащем порядке и подшить дела за 3 года, запущенные моими предшественниками. Все это я успел сделать в короткий срок.
Дотоле холодный и грубый по отношению ко мне Штанге незадолго перед смертью сделался любезнее и внимательнее.
Теперь только стороною я узнал, что он будто бы любил меня, конечно, по-своему: по-немецки или по-старчески, и теперь лишь после смерти, как это почти всегда бывает, пришлось пожалеть о нем и оценить его по достоинству и пожалеть о нем. Это особенно бывает в тех случаях, когда заместитель во многом уступает предшественнику. Нельзя, конечно, сказать, чтобы Штанге был незаменим: он порядочно делал мне неприятностей, но зато был незлопамятен, не обременял работою, относился снисходительно к некоторым слабостям и не обижал канцелярскими деньгами.
Возвращаясь к ордену. Получив его, я поинтересовался справиться в статуте орденов, за что дается св. Анна 3-й степени. По отношению к себе нашел подходящее указание, что она дается за выдающиеся заслуги или за приведение в порядок дел, запущенных предместниками. Полагаю, что ко мне относится второе, если вспомнить обещание покойного "Я вас не забуду".
Пожалование такого ордена важно еще тем, что он назначен мне сразу, минуя младший орден св. Станислава 3-й степени.
Теперь остается заказать мундир ради этого события. Я имею еще 2 медали: серебряную в память царствования Императора Александра III и темно-бронзовую в память переписи населения 1897 г. Но ради них не хотелось шить мундира.