1901
32 года
О Наташе
25 октября. "Натулька", как мы все еще называем нашу любимицу, резвая, любит пошалить, если представится возможность, и не по летам разсудительная.
Но чтобы полнее ее охарактеризовать в настоящее время, начну с самого начала, т.е. с того момента, когда она пробуждается.
Мы до сих пор еще не собрались купить Наташе кроватку и она спит возле бабушкиной кровати на приставных креслах.
Большей частью она просыпается рано утром, часов в 5-6, когда еще на дворе темно, и начинает тормошить бабуську, как она ее называет. Если бабуське вставать не хочется, внучка получает коробку с пуговицами, пряжками, крючками и другой мелочью и этим играется до того времени, когда бабушка встанет.
Если дверь в мою спальню не заперта, она является туда, поднимает шум и я просыпаюсь. Если заперта, то она иногда кричит через дверь: "Тятька" или "Чай пить", пока я не встану и не впущу ее.
Я одеваюсь и умываюсь, а она все лепечет и закидывает вопросами: такое? (что такое?), что ты делаешь? и т.под.
Когда я выхожу к чаю, наша особа уже восседает на креслице и торжественно кушает яичко всмятку. Мое появление всегда встречается восклицаниями. После яичка она выпивает стакан или полтора чаю с молоком, причем из большого стакана переливает в маленький и пьет уже из последнего.
Когда я выпью стакан молока, она спрашивает:
-- Уже, тятька?
И до тех пор будет повторять вопрос, пока у не скажу уже.
-- Может еще? -- предлагает она. -- Нет, больше не хочу.
Натулька смеется и успокаивается.
После чаю каждый из нас принимается за своей дело: я за бумаги, бабуська по хозяйству или шитью, а Натуська начинает слоняться из комнаты в комнату и подыскивает себе занятие.
Когда я занимаюсь, она отлично знает, что меня нельзя безспокоить. К ее чести нужно заметить, что на письменном столе у меня она решительно ничего не трогает и без позволения не прикоснется к бумагам и книгам, разложенным на стульях.
Таким образом до обеда в мой кабинет она редко показывается. Если бабушка сидит в своей комнате, от Натулька что-нибудь режет ножницами: тряпку или бумагу, моет в тазу гуттаперчевую куклу или вообще какую-нибудь тряпку. Надоест, возьмется за комнатную собачку. Носит ее, несмотря на энергичное сопротивление и рычанье, и кутает в платок. От ляльки переходит к котенку, с которым обращается безжалостно: хватает за одну лапку, мнет и таскает с собою, так что бедняга начинает жалобно мяукать. Эти твари недолюбливают своей хозяйки и всячески избегают.
Когда в кухне начинается стряпня, бабушка переходит туда, а Натулька за нею, так как знает, что без нее нигде ничего не обойдется. Там она крошит капусту или возится с кусочками теста. Делается все этой с самой серьезной миной. Из кухни часто доносятся крики: "Бабуська дай", "надо!", "Не надо!", "Я нецем" (т.е. нехцем, по польски не хочу).
Так проходит утро и наступает обеденный час.
Отворяется тихонько дверь в мой кабинет и дочурка, держась за ручку двери, кричит:
-- Тятька, бедать!
Кричит, потому что привыкла так разговаривать с глухой бабушкой. И будет звать обедать до тех пор, пока я не откликнусь:
-- Хорошо, сейчас.
Подходит ко мне, протягивает ручонки и говорит:
-- Ручки.
Я беру на ручки и мы отправляемся в столовую.
Случается так, что бабушка забудет, что звать меня к обеду лежит на обязанности внучки и направится к кабинету. Внучка ~~бежит скорее вперед ~~спешно опережает ее и кричит:
-- Я сама, я сама!
Если же бабушка меня позовет, то поднимается целая драма: Натулька обижена и льет слезы целыми потоками...
Садимся торжественно за стол.
Наташа сама притаскивает высокий стульчик и без посторонней помощи влезает на него.
-- А фартусек (фартук)! -- вспоминает она, усевшись.
Я иду к шкафу, достаю требуемое и привязываю ~~на шею.
~~Таким порядком, если понадобится, приходится ходить за ложкой, вилкой, ножом.
Наташа ест очень медленно, с большими остановками, и все время вертится и болтает. Суп или щи только попробует и редко когда кончит тарелку.
-- А мне соли! -- просит она, если увидит, что я или баба кладет в суп соль.
Если ест мясо из щей, то непременно требует хрена.
Второе блюдо уничтожается ею с большим аппетитом.
-- А ты еще хочешь? хочешь? -- спрашивает она, если увидит, что я беру жаркое во второй раз, и при этом указывает вилкой на жаркое.
Я молчу.
-- Еще хочешь? Может еще хочешь? -- продолжает любезная хозяйка.
Надо ответить.
-- Я взял жаркое, значит, хочу.
-- Что? -- говорит Натулька, повидимому, не понимая.
С бабушкой Наташа за обедом не разговаривает.
Обед кончен.
-- Тятька, на земь! -- кричит малютка.
Перед обедом обыкновенно требует придвинуть стул в таких словах:
-- Тятька, насунуть!
Если погода хорошая, Ната просит "айдю" (гулять). Гулять она очень любит. В дождливое время ~~молчит относительно ~~о прогулке молчит.
Большей частью после обеда мы шалим на диване или прохаживаемся по столовой. Натулька сама, увидя, что я гуляю, берет меня за руку и идет рядом.
Для разнообразия она принимается за комнатную собачку "Ляльку", которую больше любит, чем бабу, папу и маму. Она ее носит по комнате, обнимает, сажает на стул, становит на задние лапки, надевает платок и т.под.
Ляльке часто наскучают подобные ласки и внимание маленькой хозяйки и она начинает рычать, но это нисколько не пугает инквизиторшу. Собачка очень терпелива, но если уж совсем ей невмоготу станет, укусит госпожу. Та расплачется, а через 10 минут опять терзает собачку.
Котенку достается меньше. Его спасают когти. По этой причине Наташа даже жаловалась мне.
Приносит котенка и пресерьезно говорит:
-- Другую котку надо купить: царапит.
Когда бабушка уходит в город за покупками, Наташа является ко мне и уже до возвращения бабушки не даст покою.
-- Я хочу картинки.
Достаю "Ниву".
-- Такое, тятька? Такое? -- постоянно спрашивает она.
Объяснять ей картинки -- занятие очень скучно, а главное безцельное: она сейчас же забудет, что ей скажешь или не поймёт.
Надоест смотреть картинки, говорит:
-- Я хочу писать.
Даю бумажку и карандаш.
-- Рвать можно? -- спрашивает.
-- Можно.
Она рвет на клочки, мажет карандашом каждый кусочек, затем плюет на него и придавливает промакательным прессом.
Кроме указанных развлечений, Наташа любит также перебирать тряпки и складывать их.
Так проходит день. Ни игрушки, ни куклы Натульку не интересуют, поэтому поневоле приходится развлекать ее.
После 7 часов малютка начинает клевать носиком и просится спать.
Сама раздевается и все аккуратно складывает. Баба непременно должна лежать около нее, пока она не заснет, при этом Натулька требует, чтобы баба изображала, как кричит корова, курица, как петух, свинка птичка и т.д.
[несколько страниц вырезано]
О Наташе.
5 марта. Еще одна интересная черточка из характера Наты.
Обыкновенно утром ее одевает "бабуська" или прислуга, но перед отходом ко сну она никому не позволяет себя раздеть и проделывает всю процедуру раздевания сама, при чем проявляет такую аккуратность, какая бывает не у всякого взрослого. Весь свой костюмчик свертывает и кладет в сторонке.
Но она начала усваивать дурную привычку: класть рядом с собой под одеяло собачку Ляльку, против чего тотчас же возстал, как только заметил.
Вообще аккуратность в Нате не по летам. Ко всему, что она берет в ручки, относится бережно, ничего не портит и старается взятое положить на место: гребешок ли там, молоток и друг. вещи.
Сейчас же после обеда, она тащит в кухню мамино мыло, зубную щетку и полотенце, так как знает привычку матери умываться в это время.