authors

1569
 

events

220180
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Viktor_Pushchenko » Дорога на вершину - 17

Дорога на вершину - 17

01.10.1965
Ленинград (С.-Петербург), Ленинградская, Россия

 С наступлением нового учебного года работа в клинике пошла полным ходом. Как здесь некоторые выражаются, это была настоящая мясорубка. Операции шли ежедневно в шести операционных, в рентгенологическом кабинете проводились сложнейшие исследования с зондированием сердца, в бронхоскопическом кабинете — бронхоскопии.

 Однако наступила пора рассказать более подробно о хирургической клинике для усовершенствования врачей им. П.А.Куприянова и о специальности анестезиология-реаниматология, которой я себя посвятил. Будьте внимательнее и наберитесь терпения!

 Что касается клиники, то это огромное современное лечебное заведение, укомплектованное высококвалифицированными медицинскими кадрами. Здесь производятся различной сложности операции — от простейшей аппендэктомии до операций на лёгких, пищеводе и сердце. В клинике имеются следующие лечебные отделения: общехирургическое, детское отделение врождённых пороков сердца, отделение грудной хирургии с палатами лёгочных и сердечных больных и послеоперационное отделение с реанимационными палатами. К этому необходимо ещё добавить всевозможные кабинеты для проведения диагностических исследований всем поступающим на операции больным.

 Вся огромная и сложнейшая работа клиники невозможна без участия в ней врачей-анестезиологов-реаниматологов. Такие специалисты начали появляться у нас в начале 50-х годов. Известно, что до этого времени большинство операций у нас производилось под местной инфильтрационной анестезией, при которой место операции пропитывается (инфильтрируется) местным анестетиком новокаином, блокирующим проведение боли по нервам. Делают такую анестезию оперирующие хирурги. По мере ослабления этого обезболивания в место операции вводят новые порции новокаина. Однако делать большие и сложные операции под таким обезболиванием трудно. Больной по существу присутствует на операции и очень болезненно переносит её.

 Известно, что наравне с местным обезболиванием существует и общее обезболивание (наркоз), введённое в практику хирургами в середине 19 столетия. Проводили его раньше очень просто: на простейшую маску Эсмарха, наложенную на лицо больного, кто-то из медработников, иногда даже санитарка, капает из флакона наркотик эфир или хлороформ. Больной, проходя через стадию возбуждения, засыпает. Цель этого обезболивания следующая: усыпить больного и довести его сон до такой стадии, чтобы он не двигался и не мешал хирургу оперировать. Однако, доводя больного до такой стадии сна, очень легко было передозировать наркотик и вызвать всевозможные осложнения, вплоть до остановки сердца.

 И вот в начале 40-х годов учёные на Западе пришли к выводу, что больного необходимо усыплять только до такой стадии, пока он не потеряет сознание, а двигательную его активность снимать введением в его организм специального вещества, которое временно парализует мускулатуру больного, в том числе и дыхательную. А чтобы больной не умер от остановки дыхания, его стали переводить на искусственное дыхание с помощью наркозно-дыхательного аппарата, соединяемого с больным специальной интубационной трубкой, вводимой в трахею больного.

 Первыми парализующими больных веществами, применёнными в клинике, были препараты кураре, используемого индейцами для смазывания наконечников стрел при охоте на животных. В дальнейшем появились синтетические подобные препараты. Для проведения этого довольно сложного наркоза понадобились врачи-специалисты по обезболиванию — это были врачи-анестезиологи.

 Круг проводимых хирургами операций с появлением всего вышеуказанного очень расширился, хирурги начали вторгаться скальпелем во все участки человеческого тела. Однако больной иногда с трудом переносил тяжёлые сложные операции и под таким обезболиванием. Необходимо было таких больных подвергать тщательному контролю и интенсивному лечению во время и после операции. Это стало уделом врачей-реаниматологов. В дальнейшем они стали лечить не только оперируемых больных, но и поступающих в лечебное учреждение больных с тяжёлыми травмами, инсультом, инфарктом и другими тяжёлыми заболеваниями. В медицине появилась новая специальность — анестезиология-реаниматология и лечебные отделения для лечения тяжёлых больных — отделения анестезиологии и реаниматологии.

 Однако хирурги не остановились на достигнутом. Дошла очередь и до операций на сердце. Но чтобы оперировать на сердце, необходимо было его на время операции остановить. Вначале с этой целью больных начали подвергать гипотермии, т.е. путём обкладывания их льдом у них снижали температуру тела до определённого предела. При этом организм мог какое-то короткое время пережить без кровообращения. Однако под гипотермией можно было производить лишь только кратковременные и простые операции на сердце, многие ж больные нуждались в более сложных и длительных операциях. С целью остановки сердца для таких операций без остановки кровообращения во всём организме учёные изобрели и начали применять аппарат искусственного кровообращения, который специальными трубками подключается к крупным артериям и венам больного. В операционных появились специалисты по обслуживанию таких аппаратов.

 Проведение операций на сердце при врождённых и приобретённых пороках сердца с применением искусственного кровообращения является одним из основных направлений работы клиники. В основном здесь оперируют детей с врождёнными пороками сердца. Вечером накануне операции мы приходим осматривать этих синих или очень бледных обречённых на гибель без операции больных. Однако после операции некоторых из них уносят в морг. Смертность при этих операциях очень высокая. Были времена, когда ни один из этих больных в течение месяца не выживал. Руководство клиники вынуждено было на время приостанавливать проведение этих операций, делать передышку. Через какое- то время они вновь возобновлялись. Ведь в клинике шёл не только лечебный, но и учебный процесс.

 Говоря об исходе операций с искусственным кровообращением, необходимо учитывать то, что освоены эти операции в клинике недавно. С приобретением опыта, совершенствованием аппаратуры и техники операций улучшится и их исход. Это, будем надеяться, дело недалёкого будущего8.

 Временами у больных после операции в большом количестве начинаются гнойные осложнения. На них нападают синегнойная палочка или стафилококк. Приходится на время закрывать некоторые отделения в клинике, подвергать их тщательной дезинфекции, а затем вновь возобновлять в них работу.

 Иногда во время и после операции по вине медицинского персонала происходят несчастные случаи, однако это обычно сходит с рук виновникам этого. Все списывается на учебный процесс.

 Недавно такой неприятный случай произошел со мной. Я давал наркоз больному при проведении очень тяжелой операции удаления ребер справа, которую ему делали с целью вызвать спадение нагноившейся плевральной полости. До этого ему было удалено пораженное раком правое легкое. Во время операции из-за наличия у больного дыры (бронхиальная свища) в культе правого легкого я по своей неопытности вызвал у него кислородную недостаточность, которая привела к остановке сердца.

 Путем проведения реанимационных мероприятий сердечная деятельность была восстановлена, операция была закончена, однако у больного после операции не восстановилось сознание. Из- за неэффективного массажа сердца у него наступила гибель коры головного мозга. Через неделю больной умер.

 Этот случай решено было разобрать на врачебной конференции в клинике. По совету Бориса Семеновича я полностью признал свою вину. Все было списано на мою неопытность.

 Я сильно переживал этот случай, не находил себе места. Слегка успокоился я только после того, как узнал, что этот больной все равно был обречен на смерть, так как на вскрытии у него были обнаружены метастазы опухоли.

 

26.11.2021 в 18:15

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: