В июне я снова вернулась в Вену вместе с Катериной.
"Wiener Tagblatt" напечатал что-то неверное относительно дела П***. Возмутившись, она хотела потребовать немедленной поправки и, чтобы не терять времени, решила сама отправиться в Вену. Она уже успела приобрести себе друзей среди венских журналистов и рассчитывала на их поддержку. Она просила меня поехать с ней, мой муж также желал поручить мне кое-какие дела.
У нас были даровые билеты, мой муж достал также и Катерине -- таким образом, путешествие не должно было ничего стоить; кроме того, Катерина брала на себя все расходы по отелю; значит, мое главное возражение относительно издержек отпадало само собой, и я должна была ехать.
Я не помню хорошо, почему началась наша переписка с князем Камиллом Штархельбергом, каким образом Катерина замешалась в нее.
Мы взяли экспресс. Не успел поезд тронуться, как кондуктор принес мне карточку князя, который находился в этом же поезде и просил позволения зайти поздороваться с нами в Мюрццушлаге.
Что это значило?
Князь Штархельберг никогда не видел меня; почему он знал о моей поездке? Каким образом он мог узнать меня?
Я смотрела на Катерину, она смеялась.
-- Что тебе вздумалось? Неужели тебе пришло желание отбить его у Штрубель?
Она не ответила, но я поняла, что сообразила трио. Стоило ей только узнать, что какой-нибудь мужчина любит женщину, как она всячески старалась отбить его у нее. В Мюрццушлаге князь пришел к нам. Я нашла его очень простым и любезным, совершенно таким, каким его описывал один из старинных друзей, полковник Энгельгофер в Грапг. Мы беседовали с ним, прогуливаясь взад и вперед к платформе, и он, конечно, не подозревал, что и много слышала о нем и так хорошо знал его. По приезде в Вену он велел позвать нам коляску и занялся нашим багажом, а когда узнал, что мы остановимся в отеле "Эрцгерцог Карл", что будет иметь удовольствие быть нашим соседом, потому что сам отправляется в отель "Муит", напротив нашего, и что позволит себе намостить нас на следующий день. Он пришел, и наш говор наш длился дольше, чем это обыкновенно принято в таких случаях, Позже мы встретили его в столовой, а вечером он еще раз зашел справиться о моем здоровье, потому что днем я чувствовала себя плохо.
Между журналистами, с которыми Катерина познакомилась и продолжала отношения, находился некий Фукс, небольшой человечек красивой наружности, которого она прозвала своей "лисичкой"; он-то и помог ей поместить опровержение в "Wiener Tagblatt".
В Вене мы пробыли только несколько дней, Письма, которые тогда писал мне муж, ярко освещают наши взаимные отношения и наше тогдашнее положение.
Грац,18июня1879г.
ДорогаяВанда!
Яотличнознал,чтововсенеопровержениезаставилоКатеринуотправитьсявВену.Почемуонаничегонесказаланамосвоем,свиданиисШтархельбергом?
Всемы,славаБогу,здоровы.
"Heimat"извещает,чтомойнебольшойрассказпринят,нобудетоплачентолько1-гоиюля.ОтправляйсяскореекЭммеруипопросиегототчасжеуплатитьнам80флоринов.ВчераполученоочаровательноеписьмоотРошфора.СегодняБуснахсообщает,что"Лазутчик"окончательнопринятвОдеон.Нодиректоризуважениякмоемуимениирадиуспехамоихгалицийскихромановжелает,чтобыдействиепроисходилоненаКубе,авГалиции,иБуснахсогласился.
Итак,все-такимеха!
ЛетомдиректорбудетвВенеизайдетнавеститьменя.
Вчераяполучилпрекраснуюрецензиюизлондонского"Spectator",целыхчетырестолбцаодвухчастях"НаследияКаина","Идеалахнашеговремени"ио"НовомИове".МеняставятнарядусТургеневым.Говорят,чтоHasaraPabaотмеченанесравненнойиронией.
Маутнерпишеточеньмило.ПолучилденьгиотПаймана,отослалЭнтериху.
Вчеравечеромябеседовалствоимгорностаевыммехом.
Внемсохранилсялегкийароматтвоегобожественноготела,восхитившийменя.
Целуютвоималенькиеножки.
Твойвлюбленныйраб.
Грац,15июня1879г.
ДорогаяВанда!
Вчераянаписалтебедовостребования.Получилалитыписьмо?
Пойдиутромчасовв10в"Heimat"ипостарайсяполучить80флоринов.Мырешительновсезаложили,чтобыпрожитьещенесколькодней.
Делослекцияминеважно.ЯнаписалТрегеру,чтобудучитатьих,неимеядостаточнойгарантии.Нашеположениенепозволяетнамдействоватьнаугад.ЛучшеостатьсявГраце,чтобыработатьнадопереткойипьесойдляТевеле;прибавивкэтому"Нашихрабов"иРингтеатреи"Лазутчика"вПариже,мысможемсвестиконцысконцами.НаимяКатериныничегонеполучено:пипосылок,ниписем.
Гольцингерговорит,чтоЖ***иегоматьвотвратительномположении.ОнанаделаладелаalaSpitzeder.Засвоимиследитполиция.Детиздоровыиведутсебяхорошо.Мненечегоговоритьтебе,какябылбысчастливполучитьоттебяхотьодинпинокногой.
ПриветКатеринеивенскимдрузьям.
ТвойЛеопольд.
Грац,19июня1879г.
Моидорогаяжена!
Твоеписьмобесконечнообрадоваломеня.Досихпорявоображал,чтотыменявовсенелюбишь,ичастоэтамысльугнеталаменяипарализоваламоюдеятельность.Теперьже,обладаятвоеюлюбовью,явсеперенесулегко,небудутерятьэнергииибудуработатьсвосторгом.
Досубботымыкое-какобернемся.Адальше?СходиещеразкЭммеру,скажиемуоткровенно,вкакомотчаянномположениимынаходимся,исделайвсевозможное,чтобыдобытьэти80флоринов.
Япослалещеодинфельетонв"PesterLloyd"инастоятельнопросил,выслатьмне50фл,задваостальных.
Рошфорпишеточеньдружескиидосылаетмнезаметкуиз"Voltaire",сообщающую,что"Лазутчик"принят.Итак,теперьэтоуженесомненно:пьесапойдетосеньювПариже.
Теперь,когдаязнаю,чтотылюбишьменя,яиспыталбымучительноенаслаждение,еслибытызахотелапривестивисполнение"Венерувмехах".
Мывсездоровы.ВчераунасбылВ***.Он,по-видимому,безумновлюбленвКатерину.
Целуютебятысячураз.
Леопольд.
Грац,20июня1879г.
ДорогаяВанда!
Опровержениев"Tagblatt"оченьудачно."Tagblatt"оченьглупопопался,таккакобъясненияШембергабесцветныилишенывсякогосмысла.
Какяхочутебя!
Сходижев"Heimat"ипостарайсядобыть80фл.
ЯполучилписьмоизМюрццушлагаспятьюфлоринами.Сегодняполучилостальныепятьфл.ТолькочтополучилписьмоотдиректораШтрампфера,С16октябряпо15ноябряМейнингенцыиграютвРингтеатре.Этооченьвыгоднодляменя,потомучтотакимобразомпубликаприучаетсяпосещатьРингтеатрещедопостановкимоейпьесы.
Моиусловияприняты.
Итак,совсехсторонсчастьеулыбаетсянам;атыбудьсильна,неунывай,будьмоейвернойилюбящейженой,атакжемоейстрогойлюбовницей,моейсладострастнойижестокой"Венеройвмехах".Решиэтутруднуюзадачу,стольлегкуюдлятебя,ибудущностьвсехнасбудетблестяща.
Целуютебятысячураз.
ТвойЛеопольд
21июня1871года
ДорогаяВанда!
Яоченьсожалею,чтоденьгинепришливчера.
Янадеялсяещесегодняувидеть,кактыскользнешьвсвойгорностаевыймех,осыпатьпоцелуямимоюдобрую,прекраснуюжену,почувствоватьтвоюножкунамоейшее,мояобожаемаялюбовница,услышать,кактысмеешьсянадтвоимвлюбленныммужем,теперьприходитсяещеждать.
Мывсездоровы:детицелуютмамуипросятеевозвращатьсяскорее.
Вообразисебемоеудивление,когдасегодняутромяоткрыл"Morgenpost"ипрочелвнемфельетонпоповодуКатерины,вкоторомЦистлерэнергичноберетеесторонуипишетподробнейшееопровержение.ЭтотемболеехорошосостороныЦистлера,чтоястехпорневиделегоисовершеннотутнипричем.Онсделалэтопосвоейсобственнойинициативе.
ГольцингертакжеоченьгорячозаступаетсязаКатерину.
Твоемилоеписьмотакобрадоваломеня,чтояневсилахпоразитьтебемоесчастье.Будьсомноймилаипостарайсянаконец"окончательнопоработить"меня;янехочудажедышатьбезтвоегопозволения.Будьоченьнежнаиоченьжестока,яитеперьобожаютебя,атогдаялягуутвоихногпослушныйипокорный,каксобака.
Целуютебятысячураз.
Твойраб
Леопольд.