authors

1515
 

events

208929
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Valentin_Sventsitsky » Автобиография - 25

Автобиография - 25

05.01.1906
Москва, Московская, Россия

1906

   Я не могу молчать [1]. Но пойти на улицу, на площадь, к верующим и любящим людям -- это значит услышать их человеческое мнение, излить душу свою перед их человеческим сердцем, узнать их человеческий ответ. Мне нужно не то. Я жажду голоса Церкви, я исстрадался, не слыша его. И я, слабый в своём одиночестве, -- ибо все мы без Церкви одиноки, -- но, веруя и исповедуя невидимую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, -- теперь решаюсь воззвать к её голосу...[2]

   Я верю, что Церковь есть, я верю, что она пребывает, хотя невидимо для глаз; я верю, что сила Антихриста не победила и не победит её; я верю -- грядёт час, и она, подобно жене, облечённой в солнце, откроет себя миру во всей своей славе, во всей своей силе, во всей своей красоте.

   Если вы веруете во Христа и Церковь для вас не мёртвый звук, а живое тело Его... то вы должны понять человека, который долее не хочет сносить рабских цепей условности и компромиссов, не хочет долее прятаться под безбожную маску, называя её смирением, -- и во имя Христово, вслух, всей Церкви хочет заявить о своих наболевших думах.

   За одну декабрьскую неделю Москва пережила ужасы, каких она не переживала, может быть, за всю свою многовековую историю. Небо пылало багровым заревом; ревели пушки; город стонал от ружейной пальбы; снег пропитался человеческой кровью: в безумной жестокости люди расстреливали друг друга; убивали детей, стариков и женщин. Свершался великий грех. И в этом великом грехе самое страшное было не то, что делалось, а то, во имя чего делалось.

   Один солдат на мольбу опомниться, не убивать людей, сказал: "Если велит начальство, отца родного убью: я принял присягу". Вот в этих словах весь ужас совершавшихся событий: кровь лилась во исполнение клятвы Господу.

   Моя христианская совесть не может примириться с этим. Клясться именем Христовым убить отца, если прикажет начальство, это больше, чем отречение от Христа, больше, чем терновый венец и распятие на кресте! Такого кощунства, такого издевательства над Спасителем не мог бы придумать и Иуда.

   Я умоляю Церковь объяснить мне, спасти меня от этого кошмара, рассеять сомнения и, если я не прав, призвать меня к покаянию!..

   Церковь должна властно и дерзновенно возвысить свой голос и призвать сынов своих к покаянию. Я считаю, что Церковь обязана немедленно же наложить покаяние на генерал-губернатора Дубасова как одного из верующих, который был главным руководителем совершаемых злодейств, а равно на всех тех, проливавших кровь, кто именует себя христианами [3]. Если же покаяние они отвергнут -- отлучить от Церкви.

   Но Церковь, тело Христово, не может ограничиться этим. Грех одного -- несчастие всех. Возлагая покаяние на одного, нужно призвать к молитве всех. А потому на всю Православную Церковь должен быть наложен пост в знак глубокой печали о великих грехах, содеянных её членами, и в усиление молитв о ниспослании прощения и очищения.

   

   Дорогой Александр Сергеевич! [4]

   Давно я не видал Вас, но я всегда чувствую Вашу близость, и если не писал Вам, то не потому, что забыл об Вас, а потому, что сил не хватило говорить пером. И сейчас ничего не прошло, ничего не изменилось, по-прежнему живёшь на краю пропасти и молишь Бога об одном, чтобы Он послал Своих сил, ибо сил человеческих не хватает и с минуты на минуту ждёшь, что психический аппарат не выдержит.

   Тиски кругом давят и мука нечеловеческая заставляет в иные минуты молиться о том, чтобы скорей Он взял к Себе, скорей позволил перешагнуть через черту, зачем-то ещё удерживающую в этом диком огне, который называется жизнь.

   Но видит Бог, духом я не падал.

   "Последняя лесть" [5], самая безбожная, самая глупая подделка христианства, которая всё более и более нагло захватывает "передовое" духовенство, безобразная морда зверя, которую теперь могут не видеть только слепые, -- всё это не отчаяние вызывает во мне, а вызывает сейчас и не ведомую мне доселе огненную веру в близко грядущую Церковь. Антихрист придёт. Но для того, чтобы он пришёл, надо, чтобы было, с кем ему бороться. Край светлой ризы жены облечённой в солнце ослепительным светом уже загорается над миром.

   Вот, что в душе.

   А "дела" по-прежнему неопределённы. "Правда Божия" была для нас не неожиданность. Задолго до её появления до нас доходили слухи о том, что Петров затевает "Народную газету" [6]. Нужно Вам сказать, что Сытин [7] всё время затягивал дело и наконец сказал так: если вы достанете тысяч 15-20, я стану издавать газету. Мы напрягли все свои силы, и нам удалось склонить Морозову [8] дать 20 т. р. Тогда Вл. Фр. [Эрн] пошёл к Сытину и сказал ему, что вот Морозова согласна, но что его смущают слухи о том, что Петров собирается издавать газету, тогда Сытин заявил, что Петров действительно будет издавать газету, но что это никакого отношения к нашей газете не имеет и что нашу газету, раз Морозова согласна дать 20 т. р., он будет издавать. Но тут началось восстание, сгорела Сытинская фабрика, деятельность которой начнётся лишь с марта месяца, -- и временно опять мы ни с чем.

   Но в настоящее время другое дело -- съезд христиан, о котором Вам писал Булгаков [9], -- притягивает меня не меньше газеты. По поводу созыва съезда необходимо выяснить очень много вопросов, и если Вы имеете возможность, и особенно, если вообще собирались в Москву или Петербург, то было бы так хорошо повидать Вас. Пожалуй, лучше всего было бы приурочить Ваш приезд к приезду сюда Булгакова. Он прислал мне телеграмму, что будет в Москве или Петербурге около 10-го [января].



[1] Для сравнения: Л. Н. Толстой не смог молчать только через 2,5 года.

[2] Спустя почти век в книге "Россия в обвале" (М., 1998. С. 182) А. И. Солженицын уповал, чтобы Церковь "самоустановленным, уверенным голосом обличала бы слепость и поощрительность властных лиц к разбойным силам. Чтобы голос Церкви когда-то же твёрдо зазвучал в помощь нам и в защиту, в повседневном нашем барахтанье". Дождёмся ли хоть когда-нибудь...

[3] Дубасов Фёдор Васильевич (1845--1912) -- государственный деятель, адмирал. В 1905 г. при подавлении крестьянских волнений в Курской губ. приказал уничтожать все жилища и всё имущество сельских обществ, если их члены участвовали в беспорядках. В качестве московского генерал-губернатора руководил подавлением Декабрьского вооружённого восстания, приказывал "арестованных не иметь и действовать беспощадно", поощрял расстрелы без суда. Все решения согласовывались с верховной властью. 16 декабря 1905 г. император Николай II рекомендовал Дубасову "кончать бесповоротно и окончательно в каждом случае на месте" (ГАРФ. Ф. 102. ДП-VII. 1906. Д. 8, ч. 34, лл. 4, 8), а окружной генерал-квартирмейстер С. М. Шейдеман 18 декабря приказывал "истреблять всех, не арестовывая никого" (Голос минувшего. 1918. 4/6. С. 144).

[4] Глинка Александр Сергеевич (псевд. Волжский; 1878--1940) -- критик и историк литературы; участник Христианского братства борьбы.

[5] Мф. 27, 64. В церковно-славянском переводе: "...и будет последняя лесть горша первыя".

[6] Петров Григорий Спиридонович (1866--1925) -- богослов, публицист. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1891), профессор богословия Политехнического института. В 1906 г. сослан в Черминецкий монастырь; покинул его после избрания во II Государственную думу, за что был лишён сана. Редактор газеты "Правда Божия", выходившей в Москве с 1 января по 6 июня 1906 г. С. Н. Булгаков писал А. С. Глинке 28 декабря 1905 г.: "...из нашей народной газеты родилась кощунственно-безбожная -- по проспекту и названию -- "Правда Божия", редактируемая священником Петровым!" (Нашедшие Град. М., 2017. С. 208). Ср.: "Петров вступил в дело с тем, чтобы поставить под свой контроль, возглавить или, на худой конец, торпедировать совместные проекты Сытина и каких-либо иных... представителей религиозной общественности" (Колеров М. Не мир, но меч. СПб., 1996. С. 176-177).

[7] Сытин Иван Дмитриевич (1851--1934) -- один из крупнейших российских издателей.

[8] Морозова Маргарита Кирилловна (1873--1958) -- хозяйка московского литературно-музыкального салона, оказывала финансовую помощь многим изданиям и организациям, в т. ч. Христианскому братству борьбы.

[9] Живший тогда в Киеве С. Н. Булгаков писал: "Я сейчас... всецело захвачен мыслями о союзе Христианской политики... об организации учредительного съезда, вообще этой черновой, но неотложной деятельности... Нужно бы всем сообща посовещаться относительно "съезда христиан", как говорят москвичи, или "Союза христианской политики", как его организовать и проч." (Нашедшие Град. М., 2017. С. 194).

18.05.2021 в 14:14

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: