Глава X. 1. Северный флот. Западная Лица
15 (На снимке - наша "К-323" входит в Западную Лицу).
После приема корабля в состав ВМФ в конце 1970 года мы уже самостоятельно перешли в Западную Лицу к месту своего постоянного базирования. А именно - в 3-ю дивизию 1-й флотилии подводных лодок СФ. Сразу же, без раскачки, начали отработку полного Курса задач Боевой подготовки, как полагается новому кораблю. Наш экипаж штабу дивизии и командованию был знаком, но теперь ситуация была другая - у нас был свой корабль. А он был еще не полностью очищен от заводской грязи, не до конца покрашен. То-есть фактически не достроен до конца, как это бывало в те времена, когда корабль спешили сдать к какому-то сроку, концу года или празднику. Сдавали с оговорками, что потом, мол, всё доделаем. Вот и «доделывали», естественно всё силами самих подводников. А чего стоит завести на корабле всю необходимую в боевой дивизии документацию, разместить экипаж в казарме, привести в божеский вид форму матросов, старшин, офицеров после завода и т.д.
Для тех, кто знает сложившуюся на тот момент ситуацию, и будет ловить меня на слове, сделаю небольшое отступление.
Пока мы строили, испытывали и принимали нашу «К-323» от промышленности, «наверху» приняли решение: поменять местами экипаж «К-223» с «166-м» резервным экипажем. То-есть нашу лодку, пришедшую с завода, передать перволинейному 166–му экипажу, и впредь он будет экипажем подводной лодки «К-323». А мы, не прошедшие весь Курс боевой подготовки, соответственно, будем 166-м резервным экипажем. С тех пор где-то на бумаге было так, а на деле о том скоро все забыли. Передать подводную лодку тому, кто по выучке и организованности не шел с нами ни в какое сравнение, никто и не подумал. Мы по-прежнему продолжали службу как экипаж «К-323», а тот, другой, нас подменял на время отпуска и отдыха. И никогда ни мы, ни командование не считали иначе.
Приведением в порядок корабля, казармы, формы одежды и т.д. пришлось заниматься круглые сутки, без выходных. И все равно времени не хватало. Ко всему прочему, командир уехал ненадолго в отпуск к семье в Ленинград, и я остался за него. Прикрывать меня стало некому, я буквально разрывался между кораблем и штабом. Конечно, пришлось туго. Однажды начальник штаба капитан 1 ранга Чернов Е.Д. пришел с проверкой на корабль, потребовал у меня «Журнал боевой подготовки», (зубная боль всех старпомов). Я его до конца заполнить не успел,(а, как помнит читатель, главным было - заполненные бумаг, планов, журналов пометками "вып". Бытовала пословица: не сделал, но записал - ошибка. А сделал, но не записал - преступление!), и мне крепко досталось от Чернова на орехи.