на фото: - аэр.Хвалынка - 08.78г. Лётчик ст. л-т Г.Чергизов и лётчик-оператор к-н Н.Кулямзин
Не так далеко от нас, под Владивостоком, есть тоже ПВОшный полк – «Центральная Угловая», летает полк на МиГ-23. Наш полк с ним в одном корпусе. Там произошел, мягко говоря, странный случай – по какой-то причине, лётчик катапультировался в районе аэродрома, в море. Вроде, ничего особенного – недалеко от берега, сразу за ним вылетел вертолёт, но в Ми-8 набилось много народу, любопытствующих начальников. Вертолёт из-за этого не смог зависнуть над водой, чтобы подобрать лётчика из залива. Пока летали выгружать пассажиров, лётчик погиб от переохлаждения…
У нас тоже было небольшое происшествие. Но это, конечно, ерунда – у Сани Афонина в контрольном полёте по второму упражнению, где для тренировки отключается один двигатель и потом отрабатывается «запуск в воздухе», двигатель после отключения так и не запустился. Пришли и сели на одном.
Получил от Коли Ларского ещё одно письмо – приехал из Москвы из госпиталя Гена Тихонов, оставили ему из трёх диагнозов один – что-то с голосовыми связками. Будет летать, но только после того, как представит справку о разводе. Дубового «списали» на год в транспортную авиацию, но «воткнули» диспетчером на РСП. Пишет, что в житомирском полку одни «армавирцы», они первые из СВВАУЛШ.
Кока из Запорожья написал, что Славик Лопатько «отличился» – на сруливании с полосы на «спарке» вместо сброса тормозного парашюта, нажал кнопку пожаротушения, а это значит, что двигатель залил пеной и летать самолёт будет не скоро.
Саня Смирнов, мой друг и одноклассник, пишет из Грозного, что пришло на институт распределение, но Южно-Сахалинска, куда он хотел попасть, нет. Пришёл вызов на него из Астрахани, он там делал свой дипломный проект и, кажется, по его проекту будет работать Астраханская геофизическая экспедиция. Обещают в Астрахани квартиру в течение года, теперь – как решит ректорат.
Наступил март - почти весна, интенсивно летаем, выполнил восемь лётных смен. Налёт получился приличный – пятнадцать часов за месяц. Это очень даже неплохо. Летаем по маршруту, начали летать на перехват. Когда летишь по маршруту, обязательно идёшь кому-то «за цель». А по цели, то есть по тебе, работают и в ППС (Передняя Полу-Сфера) и в ЗПС (Задняя Полу-Сфера) сразу несколько перехватчиков. В хорошую погоду, даже с не очень большой высоты восемь тысяч метров, просматривается всё Приморье от Спасска и до Владивостока с севера на юг. А с востока на запад еще проще - от Татарского пролива и до самого Китая. С воздуха можно увидеть одновременно несколько наших аэродромов. Да, «понатыкано» их здесь много. Одних ПВОшных четыре штуки – «Золотая Долина» под Находкой, там Су-15, «Чугуевка» - недалеко от Арсеньева с МиГ-25, «Центральная Угловая» - под Владивостоком с МиГ-23. Ну и наш Спасск - Дальний. А еще вертолётчики в Черниговке. Разведчики Як-28Р и МиГ-21Р в Варфоломеевке, тоже недалеко от Арсеньева. А еще на юго-запад от озера Ханка аэродром «Хороль» с «бомбёрами» и полосой 3500 м. Там же, ближе к Уссурийску «Голёнки» с МиГ-21, если не ошибаюсь, бывший знаменитый и легендарный полк «Нормандия – Неман» и ВВСовский аэродром «Воздвиженка» с Су-17 и Ту-16. Рядом с «Золотой долиной» аэродром «Николаевка» Тихоокеанского Флота, там Ил-38 и им «подобные». Ещё есть один флотский аэродром «Пристань» недалеко от Владивостока на другом берегу Уссурийского залива с Ту-16. Негоже пропустить и владивостокский аэропорт «Кневичи» с полосой 3500 метров. Кстати, в Спасске вместе с нами базируется полк Ту-16 – разведчики. Да, авиации хватает. А ведь ещё аэродромы есть в районе Хабаровска, на Сахалине и Курилах.
В конце марта начали летать на сверхзвук, а это значит выше одиннадцати километров. Ниже полёты на сверхзвуке просто запрещены, да и для самолёта это, мягко говоря, «некомфортные» условия. Летаем чаще всего на четырнадцать тысяч метров. Выше одиннадцати тысяч Як может лететь на сверхзвуке только на форсаже, расход топлива, конечно, впечатляет. Стрелка топливомера, в отличие от бесфорсажного режима, движется вполне даже заметно. С высоты четырнадцать тысяч метров обзор, конечно, хороший. В ясную погоду просматривается всё Приморье, - где-то там, в дымке на северо-востоке Сахалин, до которого километров 700, за ним Охотское море. На востоке, совсем недалеко, чуть больше двухсот километров, расстилается Японское море, на другом берегу которого уже и Япония. До неё каких-то 650 километров. Но чаще всего, видимость не очень, внизу всё или закрыто облаками или всё в каком-то мареве. Да и какая разница, всё равно весь полёт по приборам. Но вот небо вверху впечатляет. Облаков на этой высоте практически не бывает, и весь небосвод заполнен синим куполом. И, чем выше набираешь высоту, тем небесная синева всё темнее и темнее. Полёт в стратосфере длится недолго, от шести до десяти минут - большой расход топлива на форсаже. Остекление фонаря начинает покрываться изнутри изморозью, начиная с нижней части и потом, со временем, поднимаясь всё выше, ведь за бортом минус пятьдесят шесть градусов, по крайней мере, так глаголет наука «Метеорология». В кабине, конечно, холод не ощущается - от двигателя поступает воздух, «сжатый» компрессором, а потому настолько горячий, что его специальный прибор смешивает с холодным наружным воздухом и в кабине поддерживается температура, которую лётчик может регулировать по своему желанию. Снижение происходит гораздо быстрее, чем набор высоты. От перепада давления воздуха закладывает уши, но после нескольких, привычных уже, глотательных движений всё проходит. Переход со сверхзвука на дозвук происходит почти незаметно – только дёрнется стрелка указателя «Числа М» в районе цифры «один» и вновь появляются наружные шумы, дрожь по самолёту. Пропадает ощущение, что самолёт движется как будто в слое масла. Как и при любом снижении с больших высот, надо на средней и малой высоте внимательно поразглядывать предметы на земле – деревья, здания, задерживая взгляд на них, хотя бы на несколько секунд, чтобы глаза настроились на другое, более «мелкое» измерение. Это особенно важно будет на посадке - на выравнивании, чтобы правильно оценить высоту и выполнить нормальную посадку.