authors

1427
 

events

194041
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Viktor_Bezpalov » Космонавты - 2

Космонавты - 2

05.03.1973
Одесса, Одесская, Украина

В первых числах марта 1973 судно вышло во второй экспедиционный рейс. Как это почти всегда бывает, произошла незначительная смена экипажа и экспедиции, а вот опергруппа была обновлена полностью. В этот рейс я пошел старшим помощником капитана и по роду своей работы часто общался с членами опергруппы. Хочу сразу сказать, что это были неординарные люди. Особенно выделялись три человека. Это полковник Анатолий Антипов. Ему было всего 35 лет: но с головой у него было все в порядке. Вполне приличное знание английского языка, а при заходе в Гавану выяснилось, что он свободно говорит еще и на испанском языке. Не менее интересным человеком был подполковник Валерий Тетерский, в прошлом летчик ВВС, а затем инструктор по подготовке космонавтов в Звездном городке (в ЦПК). К сожалению, жизненный путь его оказался недолгим. Особо интересным человеком мне показался подполковник Петр Иванович Колодин. Хотя у нас была приличная разница в годах — 14 лет, отношения были вполне товарищескими. Никогда не мог подумать, что наша дружба продолжится на многие десятилетия. Я знал, что Петр Колодин — непосредственно из отряда космонавтов, но то, что с ним произошло мне, естественно, было неизвестно. Лишь спустя месяц, и то случайно, мне поведал эту историю Тетерский. Всем хорошо известно, что 30 июня 1971 года, при завершении космического полета, погибли космонавты Добровольский, Волков и Пацаев. Но не все знают, что это был дублирующий экипаж. В основном экипаже были Леонов, Кубасов и Колодин. Все было готово к полету. В назначенный срок основной и дублирующий состав вылетели на Байканур. Произошло непредвиденное, но банальное. Заболел Кубасов. Обнаружилось легочное затемнение в связи с аллергией на цветение растения. Однако Госкомиссия за двое суток до старта решила отправить в космос дублирующий экипаж, который также прошел все проверки и был готов к полету. 21 день работы на орбите были успешными, а вот концовка оказалась трагической. Наверное, никто и никогда точно не узнает, что испытали члены экипажа основного состава космической экспедиции. Наверное, основное это шок. Если бы полетели они — результат был бы тот же. Так что о том, что думают люди, пока недоступно для современной науки, и к счастью. Единственное, что я знаю, а так это то, что Владислав Волков и Петр Колодин были друзьями. Поэтому, когда в 1973 году у Колодина родился сын, то в честь погибшего Волкова назвали его Владиславом. Вообще-то для Петра Колодина это была больная тема и, поэтому я никогда не задавал ему вопросов, связанных с этой катастрофой.
У нас было достаточно тем для разговоров. Никакие космические секреты меня не интересовали, а Колодин и Тетерский были людьми военными и знали, что можно говорить, а на что имеется запрет.
 
Как-то Петр Иванович поделился своими воспоминаниями о семье. Я был искренне удивлен, что у него 3 сестры и 5 братьев, а родился он в простой деревенской семье в Запорожской области. Но, наверное, надо отдать должное его родителям. Все дети стали достойными людьми. Если Петр Иванович стал офицером артиллеристом-ракетчиком, то его брат Андрей подался в подводники. Возможно, слово «подался» не совсем правильное, т.к. брат стал капитаном первого ранга и командиром атомной подводной лодки – «К-530». Мне неизвестна причина, но, к сожалению, в возрасте 41 года он ушел из жизни.
Несмотря на то, что за полгода плавания мы посетили Гавану, Виллемстад, Галифакс и Лас-Пальмас, плавание все же было долгим, и особенно для людей, кто впервые так долго был в океане. Хотя, как рассказывали Колодин и Тетерекий, по программе подготовки космонавтов предусматриваются различные психологические и физические нагрузки, и все в жестком режиме.
 
Как-то я обратил внимание, что у Петра Колодина поврежден палец руки и понимая бестактность вопроса я все же поинтересовался, что произошло. Убедительно разъяснил Валерий Тетерекий. Дело в том, что несмотря на постоянный контроль за траекторией движения спускаемого объекта дать 100% точку посадки его невозможно. И тому не один пример, когда спускаемая капсула с космонавтами угодила в непроходимую заснеженную тайгу или «приводнилась» в единственную лужу в Кустанайской степи. Правда, эта лужа оказалась глубиной под 2 метра. Поэтому, при подготовке космонавтов, предусмотрен сброс их на парашюте в неизвестный для них район по программе  «Выживание». Это значит, что космонавты в течении двух суток должны надеяться только на себя. Считается, что за это время их найдут в любой точке земного шара. И, действительно, на время посадки спускаемого объекта были задействованы довольно большие силы в режиме  «постоянной готовности». Так вот, когда Колодина и еще одного конкурсанта из ЦПК десантировали в тайгу, то при приземлении Петр сильно повредил палец кисти. Между прочим, могли десантировать и в пустыню. Конкурсантов не предупреждали, куда будет сброс. Но не надо думать, что о безопасности будущих космонавтов не думали. В районе десантирования всегда была группа спасения, на всякий случай.
 
Немало внимания уделялось и таким качествам человека, как коммуникабельность и совместимость. Мне это понятно и знакомо по длительным рейсам, когда в общем-то нормальные люди не выносят друг друга и абсолютно несовместимы.Что и говорить о космических полетах. Говорят, Юрий Гагарин уделял этому серьезное внимание и с некоторыми кандидатами в космонавты расставались по этой причине. Не претендую на истину в первой инстанции, но мне рассказывали, что по этой причине была серьезная проблема в одном из орбитальных полетов.
 
Наступил день, когда мы пришли в Одессу, а опергруппа убыла в Москву. Неожиданно в декабре 1973 года у меня была командировка в Бельгию, точнее перегон судна. А вот возвращались домой мы через Москву, и я заехал в гости к Петру Колодину в Звездный городок. Жил он в обычной девятиэтажке, разве что улучшенного проекта, но в Звездном городке было достаточно и «хрущёвок». Городок строился в конце пятидесятых-начале шестидесятых годов и был, по существу, обычным военным городком. Разве, что улучшенного проекта. В доме, где проживал Колодин, жили и герои-космонавты, уже побывавшие в космосе. Петр Иванович заранее выписал мне пропуск, поэтому на КПП проблем не было. Поздно вечером мы вдвоем удобно расположились на кухне, а жена Петра, Галя удалилась на отдых, так как рано утром нужно было быть на работе в Москве. Мы настолько увлеклись разговором, что я не сразу заметил небольшого человека в пижаме. Он вежливо поздоровался и присел на свободный стул, обращаясь к Петру сказал буквально следующее: «Надеюсь не помешаю и угостите ли чайком?!» О чем еще говорили, даже не помню. Но вежливый товарищ, допив чай поблагодарил за гостеприимство и сказал, что идет дальше учить английский язык, чем не мало меня удивил.  Однако удивляться дальше пришлось мне еще больше. Петр Иванович, вероятно, понял, что я не узнал посетителя и как-то даже буднично сказал: «Вообще-то, это мой сосед, по лестничной клетке. И между прочим, зовут его Алексей Леонов. Ну, а дальше ты знаешь... Английский учит, так как планируется стыковка нашего корабля с американским, и Леонов назначен командиром нашего корабля».

30.10.2020 в 15:32

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: