authors

1493
 

events

205828
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Ekaterina_Emelyanova » Мои пути по оазисам добра и правды - 27

Мои пути по оазисам добра и правды - 27

01.09.1947
Мары, Туркменистан, Туркменистан

1 сентября 1947 года наши с Ниной Петровной старания не увенчались успехом: директор большой школы, которая была расположена около Зеленого базара и в которой мы начинали учиться во втором классе, наотрез отказалась сажать меня в шестой класс. Пришлось опять сесть в пятый. Но и с нами пятиклассниками Нине Петровне пришлось изрядно повозиться. Мы постоянно пасовали перед арифметическими задачами, когда одновременно в одну трубу вода вливалась, из другой – выливалась. Без Нины Петровны не могли мы одолеть задачи на проценты и на части. Через несколько лет я поняла, почему ей удавалось коротко и ясно объяснять способы решения таких задач даже самым слабым нашим воспитанникам. Методику объяснения она прекрасно усвоила в Руднянском педагогическом училище, о котором подробнее я расскажу ниже.
 

Осенью1947 года случилось несчастье – было зафиксировано несколько случаев заболевания воспитанников нашего дома сыпным тифом. Срочно были сделаны прививки всему составу воспитанников и сотрудников. Перед моими глазами наша спальня. Все девочки после прививки лежат неподвижно, только изредка слышится жалобное: «Пить». Лишь на одну меня прививка не подействовала так тяжело. Вот я и бегала с кружкой воды то к одной, то к другой подружке. К сожалению, заразилась сыпным тифом и наша Тамара Александровна. Ее отвезли в больницу. Мы навещали ее, но недолго – она умерла. Карима Мухтаровна Реджепова привела к нам нового директора - Петра Николаевича Корчагина. Помощником ему, завучем нашего дома была назначена Нина Петровна Дядя. На фотографии наша новая власть в составе группы, считавшейся лучшей. Воспитательницей в этой группе два года работала Нина Петровна. В центре Петр Николаевич, справа от него К.М. Реджепова, рядом с ней Аня Хволис, староста группы. Справа от Нины Петровны – Аля Мамедова. В первом ряду на полу, сложив руки на коленях, сидит Маня Скляр. На этой фотографии есть и мои подружки по Дому младенца: в верхнем ряду в центре Шабалина Нюся, за спинами Петра Николаевича и Нины Петровны Оля Бальман.
Петр Николаевич пришел к нам из школы и привел с собой отличную пионервожатую Таню Чайкину (на фотографии она слева от него). Рядом с Таней Чайкиной наша заботливая прачка тетя Ганя. У ног Чайкиной сидит Владимир Антонович. Крайняя справа в первом ряду – Г.В. Кобзева. Крайняя слева в первом ряду – тетя Рая «Юшка». Самый крайний в последнем ряду справа – Меред. Главным садоводом и огородником назначил его Петр Николаевич. Я «работала» у Мереда бригадиром огороднической бригады – он научил нас выращивать сказочные помидоры, дыни и арбузы. Петр Николаевич привел к нам из школы замечательную портниху тетю Катю Кулешову – она сидит справа от Корчагина после нашего физрука. В верхнем ряду слева незабвенный добродушный дядя Кузя, рядом с ним Вася Замкин, воспитанник нашего детского дома, после окончания учительского института пришел к нам воспитателем. Над ними возвышается наш хормейстер Алеша.

 С помощью ребят Таня Чайкина оборудовала пионерскую комнату, в которой находилась наша библиотека, имелись настольные игры и патефон с пластинками. Таня Чайкина оперативно пополняла нашу библиотеку литературными новинками и музыкальными записями на пластинках. Поэтому эта комната никогда не пустовала. Коллектив воспитателей и сотрудников, организованный Петром Николаевичем, можно назвать сплавом доброты и самоотверженности, подарком судьбы нам, детям. Петр Николаевич создал условия, при которых смог полностью реализовать себя наш хормейстер Алеша и руководимый им хор. Полным комплектом духовых инструментов смог, наконец, располагать, Владимир Антонович и выявить среди ребят настоящие таланты. Очень скоро Петр Николаевич привел в наш дом настоящую балерину – с ней к нам пришло время для настоящих танцев и прекрасной музыки. Она показала нам дорогу к искусству. До осады Ленинграда она работала в Мариинском театре оперы и балета, а в описываемое время – в областном драматическом театре города Мары. С самыми талантливыми танцовщиками – Олей Бальман и Валерием Скляром – наша балерина занималась особенно много, готовя с ними к республиканской олимпиаде 1948 года танцевальную сюиту на мелодию Венгерских танцев Брамса. Работники наших мастерских и детдомовского хозяйства помогли нам увидеть прекрасное и почувствовать радость от лицезрения того, что делалось наши-ми собственными руками.
К моему и счастью моих братьев и сестер по детскому дому № 3 города Мары, оа-зисами добра и правды, независимо от места их нахождения, оказывались для нас и шко-лы, которые мы посещали, особенно в 5-7 классах. Я не сетовала на то, что мне пришлось еще раз учиться в пятом классе. («Где ты застряла?» - полвека спустя удивится мой однокурсник по истфаку МГУ). Не сетовать на происки судьбы меня учили мои учителя. В четвертом классе ссыльный Михаил Васильевич на маленькой станции Талхатан-Баба железнодорожной ветки Кушка-Мары. Такие учителя были в моей жизни и потом. В пятом классе - две немки, высланные вначале войны из Поволжья: Софья Ильинична Рогге строго учила нас владеть русским языком и любить русскую литературу; Ольга Эрнстовна Отто, милая, добрая, всегда приветливая, прекрасно знала российскую флору и фауну. Она сумела увлечь нас ботаникой, зоологией, анатомией и вызвать интерес к изучению географии нашей страны. Никогда не забуду свою классную руководительницу и учительницу истории Марию Леонтьевну Абрамову. Она тоже деятельно любила нас. Мария Леонтьевна часто посещала наш дом, прекрасно была осведомлена об условиях нашего проживания. Закрою глаза и вижу, как мы вышагиваем с ней по улицам города, знакомясь с историческими местами древнего Мерва. Очень мало их сохранилось, но Мария Леонтьевна восстанавливала историческую панораму и захватывающе рассказывала о той роли, которую играл этот город в истории древнего и средневекового мира. С ней мы посещали театральные представления в Доме офицеров. Три года она буквально шлифовала нас, наши манеры, учила держать голову и руки при ходьбе – учила красивой походке, старалась отучить нас от языковой тарабарщины. На ее уроках закрепилось мое давнее стремление стать учителем истории. Я и моя самая дорогая подружка Валя Белоглядова часто делились с Марией Леонтьевной своими впечатлениями о прочитанных книгах. На ее лице не появилась снисходительная улыбка, когда, прочитав «Двух капиатанов» В. Каверина, мы заявили ей, что выбираем для себя девиз Сани Григорьева: «Бороться, искать, найти и не сдаваться». Грешник В. Каверин. Ни единым словом он не обмолвился о том, что этот девиз он позаимствовал у Льюиса Кэрролла, который придумал Алису.

26.10.2020 в 11:26

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: