Командировка в Германию
Через неделю после нашей встрече в Комсомольске-на-Амуре, из Министерства поступила телефонограмма «о направлении Главного инженера Намаконова в Германию для ознакомления, стажировки и приема оборудования фирмы «Раума-Репола» по производству ДСП».
Не скрывая своего раздражения и возмущения, высказалось объединение «Хабмебель»:- Почему никто с ними не согласовал, где будет размещаться новый завод, и кого командировать в Германию? - и им вторил наш новый директор:
- Зачем ЛДК еще одна головная боль?
Я им тогда сказал:
- Все оборудование будем размещать согласно технологических планировок, утвержденных решением Технического совета комбината, и решение по созданию производственных мощностей на Амурском ЛДК поддержано Секретарем ЦК КПСС по Промышленности, которым дано распоряжение нашему Министру срочно подготовить проектно-сметную документацию на строительство Завода ДСП и обеспечить финансирование всех работ.
А по согласованию напомнил, что лично мною данное предложение было представлено в объединение «Дальдрев», где было согласовано и поддержано, поэтому сейчас нужно не рассуждать, а исполнять приказ Министра Лесной Промышленности СССР.
На такую речь меня вдохновил пример директора судостроительного завода, который не просил, а давал поручения самому Секретарю ЦК КПСС, я этим примером воспользовался и выдал свои суждения объединению «Хабмебель»!!!
Представляю, как они меня поносили за это предложение и другие деяния и как злились, что их обошел, игнорируя их мнение и добился поддержки ни где нибудь, а в самом Центральном Комитете Партии.
Хорошо помню, как дальше быстро и оперативно все решалось. После прибытия в Москву, Министерство в течение двух дней подготовило загранпаспорта членам нашей делегации. Для командировки в Германию была сформирована группа специалистов в составе четырех человек: Главного инженера ЛДК, Директора института «Гипролеспром», Главного инженера монтажного Главка и Начальника Управления капитального строительства Министерства. Нам обменяли часть денег на марки и мы вылетели в Берлин.
В Берлине нас встретил представитель Министерства Германии, который ознакомил нас с программой визита на два лучших завода ДСП, где работало оборудование фирмы «Раума-Репола» - в городах Бескове и Готта. На этих предприятиях нам показали в действии работу оборудования и ознакомили с практическими навыками управления производством и предоставили всю необходимую документацию.
Оборудование Завода ДСП действительно было полностью автоматизированное с пультами телевизионного контроля по каждой технологической операции. Германские специалисты сказали, что с учетом углубленного ознакомления с работой оборудования и всей технологии производства ДСП в форме стажировки - это займет не менее десяти дней на каждом заводе. В нашем распоряжении был микроавтобус с водителем и два переводчика круглые сутки.
Жили в городских гостиницах и все расходы немецкая сторона взяла на себя. В воскресные дни для нас были организованы экскурсии в Лейпциг, Эрфурт, Бухенвальд и другие города, не скрою, это впечатляло. Первый день и ночь мы провели в Берлине, что запомнилось - город светлый просторный и хорошо были видны «плешины» новых послевоенных застроек. Разрушений было немало. У них в городе сохранился пантеон, где спокойно «лежат» многие нацистские вожди. Постояли у Бранденбургских ворот и полюбовались восстановленным зданием Рейхстага.
В универмаге, рядом с Берлинским вокзалом, очень понравилось, что нет никакого столпотворения, на полах мягкий ковролин до пятого этажа и у каждого продавца свой аппарат для расчета с покупателем. Я сразу вспомнил наш Детский мир, когда стоишь в очереди, чтобы выписать чек на игрушку, а затем снова стоишь в очереди у стойки, чтобы за эту игрушку оплатить, а здесь тишина и спокойствие и кругом вежливое – «бите».
В гостинице почему-то все холодильники стояли в коридоре, возможно, это и демократично, но утром я своего «хвоста кеты» не обнаружил, так что и в Германии тоже воруют. Хорошо, что свои башмаки не оставил за дверью, возможно случилось бы то, о чем написал когда - то наш Чехов в своем рассказе… Жалко конечно соленую рыбину, специально привез к пиву. Не получилось, а пиво у них действительно замечательное, я бы даже сказал - отменное.
На второй день мы прибыли в город Бесков – это на востоке страны. Город небольшой, чистый, ухоженный, много цветов. В магазинах всего много, особенно хрусталя и молочной продукции, которая дешевле чем у нас на порядок. В магазин можно и не заходить, а ознакомиться с продукцией и ценами на витрине и на специальных рекламных тумбах, это мне тоже понравилось.
У меня сложилось впечатление, что все горожане говорят по-русски, пусть с акцентом, но все понятно. На завод мы приезжали к восьми утра и каждый специалист работал по своей программе. Лично я работал с Техническим директором, который так же приезжал к восьми часам утра, быстро в кабинете переодевался в служебную спецовку: куртка, брюки, ботинки и на голову кепи.
На мой вопрос, почему у них на заводе в аппарате управления нет заместителей директора, он мне объяснил: - В Германии нет заместителей, потому что – заместитель это тот, кто за спиной у директора сидит и ни за что не отвечает. У них на предприятиях только директора: технический директор, директор по производству, директор по экономике, директор по материально-техническому обеспечению, директор по обучению и Генеральный директор. Каждый самостоятельно и ответственно отвечает за свой участок деятельности.
Отвечая на вопросы оплаты труда и исполнительности на производстве, мне было сказано:
- Зарплата у рабочих от 700 до 900 марок в месяц, у мастеров – 1500 марок, у инженеров – 3000 марок, у старших инженеров – 5000 марок, у технических директоров – 8000 марок, у генерального директора – 10000 марок. В случае проявления неисполнительности - специалист немедленно лишается должности.
Для сравнения, стоимость легковой машины выпускаемой в ГДР равнялась – 15000 марок. Правду говоря, эти цифры ласкали слух и вызывали белую зависть.
Вот такая четкая субординация по должностным обязанностям, оплате и закладывала прочный фундамент порядка, исполнительности и высокой производительности труда.
Выполняя распоряжение своего Министерства, технический директор детально меня знакомил с особенностями технологии с устройством и работой оборудования с его программным и телеметрическим обеспечением качества выпускаемой продукции. А мои коллеги в это время работали со специалистами в отделе капитального строительства с технологическими, строительными и монтажными планировками изучали требования по изготовлению фундаментов и допусков уклонов при производстве монтажных работ.
Как выяснилось, перед самым вылетом в Германию, что наше Министерство договорилось с Германией о заключении договора о проведении пусконаладочных работ специалистами фирмы «Раума-Репола» - это меня успокоило потому, что с оборудованием такого класса нужно разговаривать только на «вы».
Если образно представить производство ДСП, так сказать в простейшем виде – это, как в современной стиральной машине, все засыпал, загрузил, задал программу - стой и наблюдай. С той разницей, что засыпка и загрузка сырьем происходит непрерывно, и из огромного агрегата выходит готовая продукция, а видеокамеры на всех ста метрах ведут непрерывное наблюдение, передавая информацию операторам на дисплеи телевизионных камер, и таких автоматизированных заводов по всей в России еще не было, да и отечественные заводы можно было по пальцам посчитать. Мы тогда и о стиральных автоматах слышали, но многие их и не видели.
Меня так же заинтересовала система вознаграждения за экономию материалов. Например, масло из редуктора капает, оператор набрал литр пошел в лабораторию цеха и сдал, получив за это вознаграждение в размере его фактической стоимости. И так по всем материалам, это в месяц у разных категорий работающих составляло дополнительно к зарплате до 200 марок, поэтому в цехах была идеальная чистота и порядок и ничего не было бесхозного.
Меня порадовала и столовая больше похожая на ресторан или кафе, где рабочие с подносами не стояли в очереди, а приходили и садились за свои столики. Официантки им приносили то, что было заказано накануне. На бланках меню рабочие делали заказы на следующий день, отобедав в спокойной обстановке под приятную музыку. Оплату за обеды производила бухгалтерия за месяц - на основании персональных заказных меню. Так же приятно было видеть, как два раза в день, поломоечная машина производила влажную уборку полов в цехах.
Меня интересовали вопросы, какие детали наиболее часто выходили из строя, где и как их изготовляли и укрупняли в узлы, для замены в плановые остановы.
Я получил и эту информацию, когда попросил рассказать, где и как готовят и повышают свою квалификацию специалисты завода, мне показали учебный центр посреди завода. Это было большое трехэтажное здание, в котором дважды в год все ИТР и рабочие проходили обучение и аттестацию на подтверждение своего разряда и своей должности.