authors

1427
 

events

194062
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Vadim_Kachala » 1954-1958. Начальная школа - 3

1954-1958. Начальная школа - 3

10.06.1955 – 10.05.1958
Евпатория, Крым, Украина

 Наша квартира (если это можно назвать квартирой!) располагалась на территории дома отдыха железнодорожников. Квартал, в котором мы жили, состоял из двух частей.

Восточную половину занимали корпуса дома отдыха. И здесь имелись два островка – два двора (один изолированный в юго-восточной части, а другой – рядом с нашим двором на севере – с выходом на территорию дома отдыха).

 

Западную часть занимал виноградник (говорят, что там росло около 2000 кустов винограда), по краям которого были три изолированных двора. На юге – двор с красивым двухэтажным домом с башенками, в котором жило начальство: главный врач, завхоз с женой зав. библиотекой, врач Кроутил – отец моего одноклассника Эдика (в 1965 г. они уехали всей семьей в Чехию на родину отца). Там была холодная вода и канализация – редкость для нашего дачного района. На западе – большой двор с одноэтажным домом, к которому лепилось множество пристроек. Там жили Лапины, с сыновьями которых мы играли (старший из них, Виктор, стал моим самым близким другом). И, наконец, наш двор, имеющий одноэтажное высокое здание – гаражи с мастерскими при них. В гаражах стояли самосвал, грузовик, красный большой автобус, а в мастерских были комнаты. Две из них занимал семья шофера, а одна досталась нам.

 

Наша комната было около 20 кв. метров, высота потолка – 4,5 метра, громадные окна. Еще был маленький коридорчик 2х1,5 метра. Удобства все во дворе. Вода и канализация появятся в доме через сорок лет – в 1993 г., а газ – 2002 г. На стене висел черный круглый репродуктор, который был включен весь день и выключался только на ночь. Из репродуктора я получал много информации. Помню, как по радио читали «Судьбу человека» М, Шолохова, как отрекался от Нобелевской премии Пастернак.

 

В квартире в то время не было электрических счетчиков, не было и розеток. Счетчики были дорогие, поэтому их не ставили. А розеток не было, потому, что не было счетчиков. Если отсутствовал счетчик, то за каждую розетку приходилось платить 40 рублей в месяц. И тогда использовались «жулики» – в патрон электролампочки вкручивался переходник, в верхней части которого были две пары гнезд для включения электроприборов, а внизу обычный патрон. Я помню как к лампочке, свисающей с потолка, подключали электрический утюг или электроплитку.

 

Сначала в комнате мы жили вчетвером: бабушка Нила, мама, я и сестра Таня. Потом через год вернулся из лагеря отец. В то время мы затеяли ремонт полов. Полы были деревянные, с широкими щелями между досок. К нам приходил плотник и забивал эти щели реечкам. Однажды я был дома один, и заходит мужчина с деревянным чемоданчиком. Я подумал, что это плотник и спрашиваю: «Вы пришли пол ремонтировать?». А это был отец. Какого-то восторга, радости мы не испытывали: ну вернулся и вернулся. Я уже привык без отца и не испытывал особой потребности в нем. Эта отдаленность так и сохранилась между нами навсегда, что частично объяснялось нашей природной застенчивостью.

 

Итак, мы стали жить впятером в одной комнате. Потом появился шестой жилец – бабушкин знакомый времен войны – дед Назар. Его кровать поставили в нашем «огромном коридоре»! Он пожил у нас около года. Запомнились его простенькие гостинцы вроде пряника или леденца, которые он вручал со словами: «От зайчика». Помню, как он меня однажды очень удивил. Я ему что-то дал и он, шутя, спросил, сколько это стоит. Я сказал полкопейки и… он мне действительно дает старую монету в копейки!

 

Потом дед Назар куда-то ушел жить, а через некоторое время приехала Надя из Чутово. Она собиралась поступать в Ялте в медицинский институт. В институт она не поступила, но возвращаться в село не хотела. И стала она жить у нас, работая лаборантом в аптеке. Через год Надя предприняла еще одну попытку поступить, опят провалилась. В это время в Ялте был первый набор в кулинарный техникум, в связи с первым набором – прием был без экзаменов. И Надя стала учиться на кондитера.

 

Сосед шофер вскоре построил собственный дом и съехал с семьей. Его комнаты долго пустовали. В какой-то момент нам разрешили занять одну смежную комнату. Сделать это было довольно просто, так как между всеми комнатами были двери. Наконец-то нам стало просторнее. В дополнительную комнату переселились бабушка и я.

 

Когда мы жили все вместе, я спал на самодельной раскладушке, которая представляла собой две жерди, соединенные тканью. Эта конструкция опиралась на Х-образные ножки. Поэтому в сложенном состоянии днем раскладушка занимала очень мало места. Кроме того, в комнате у нас был такой редкий сейчас предмет, как складная штора.

 

У нас была одна семейная мечта: иметь свой сарай или беседку, где можно было бы спать летом. Но… было категорически запрещено что-либо строить. Если обнаруживали беседку, то ломали (к 2000 году у нас уже будет около десятка сараев, от которых мы будем избавляться, раздавая и продавая соседям).

 

Летом я спал на своей раскладушке во дворе. Напротив наших окон росла большая акация, под которой мы и спали (кто на чем). Я помню, как меня напугали метеоритами. Однажды я уже лежал в постели, как ко мне подсел отдыхающий. Он стал рассказывать о падающих с неба метеоритах. А это был август месяц, и на небе часто можно было наблюдать горящий след падающих «звезд». Я как-то раньше не задумывался о том, что метеориты бывают большие. И вот лижу я лицом вверх, смотрю сквозь ветки на звездное небо и мысленно представляю, как метеорит падает на меня, мне на лицо…

 

 

24.12.2019 в 18:35

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: