В связи с нашей с «принцем Мирзашивили» неудачной попыткой предпринимательства мне вспомнилась история некоего Мараховского, который жил неподалеку от дома, где я снимал комнату.
Как Мараховский очутился в Париже, я не знаю, то ли его погнала из боярской Румынии нужда, то ли у него были неприятности с сигуранцей (румынская охранка). В Париже он стал тряпичником.
На ночь дворники выставляют на тротуары мусорные ящики, по-французски «пубель» - по имени префекта парижской полиции начала века, автора этого нововведения. Ночью тряпичники раскладывают мешки и начинают сортировать добычу.
Собирал тряпки, бутылки и прочее и Исидор Мараховский. Через пару лет он уже не собирал: для него собирали другие! Надо сказать, что он был малограмотен: позади в Бессарабии у него было только два класса хедера, но это не помешало ему стать мультимиллионером…
Римские папы, кроме отпущения грехов за известную мзду, еще в средние века приторговывали дворянскими титулами. Заплатишь - будешь бароном, графом, герцогом. Все зависит от количества нулей в чеке. Решив стать дворянином, Исидор, как ортодоксальный еврей, захотел, чтобы титул был связан с библией. В Ветхом завете где-то сказано, что по просьбе Иакова, сына Аврамова, желающего подняться на небо, Бог спустил лестницу.
И вот в Париже появился новоиспеченный барон Эшель Сен-Жак (т.е. барон лестницы Святого Якова)
1940 год. Гитлеровцы в Париже. Не знаю, какими путями, но Исидору удалось войти в доверие к гитлеровским армейским хозяйственникам. Желтый звезды он не носил. Гитлеровцы по достоинству оценили его коммерческие таланты. Он считался «нютцлихер юде» (полезный еврей) - была такая категория евреев. И стал поставщиком вермахта по части текстиля, дефицитных цветных металлов. Капиталы росли. Купил замок под Парижем.
1944 год. Париж освобожден. Исидора преследуют не за сотрудничество с оккупантами, а за неплатеж налогов: министерству финансов за эти годы с него причиталось что-то вроде полмиллиарда. В один прекрасный день Исидор превращает все что можно в бриллианты и отбывает в Венесуэлу, по законам которой не выдаются преступники. Может быть барону-тряпичнику помогла лестница Св. Якова?.