23 <декабря>
Сегодня вечером — первая тревога с того дня, как у нас установили радио. Выстрелы были, но мало. И она скоро кончилась. В Москву вернулся Фадеев. В Союзе наконец прекратили давать обед с мясом и хлебом без талонов, так что наше питание ухудшилось. Со школами туманно. Учителей регистрируют, но не дают им никаких надежд на будущее. Детей перестали регистрировать.
Отступление немцев продолжается. В Ливии немцев, очевидно, все же разбили. Интересно, что будет делать новый их главнокомандующий — Гитлер. То, что он сменил Браухича — на мой взгляд, признак начавшихся внутренних осложнений. Думаю, что немцы должны ликвидировать Гитлера и сделать новое правительство, которое пригреет Англия. Я мало верю в их контрнаступление, если только оно не последует в ближайшие дни. Во всяком случае им придется перестать бросать листовки вроде следующих: “Мы Москву бомбить не будем, все равно ее добудем, а за теми, кто удрал, доберемся на Урал”. Многие боятся больших бомбардировок. Но я в них мало верю, так как в них нет смысла.
Сейчас в Москве начинается распря между теми, кто оставался, и теми, кто уезжал и вернулся. Каждой из этих сторон важно доказать свою ортодоксальность! Интересно, чем это кончится. Думаю, что к выгоде оставшихся, ибо героика требует устранить сомнения в крепости Москвы, а у уехавших ее установить все же трудно.