10 сентября. Грянул мороз. Утром мы проснулись от сильного холода. Заиндевела и трава, и земля, и замерзла вода в лужах. Начались заморозки -- повестка к тому, что пора позаботиться о теплой одежде. Покормив лошадей чумизой, которую взяли у корейца, мы напекли себе лепешек из муки, которую тоже взяли у того же корейца. Мы закусили, напились чаю и тронулись в путь. Обоих коней, проводника и нижних чинов я отправил вперед, а сам с Гранатманом при одном коне [ушел] осматривать пещеры, находящиеся где-то в стороне, на притоке р. Тетюхэ. Пройдя рудник, мы увидели, что долина сильно сузилась с обеих сторон отвесными скалами, а справа еще, кроме того, утес один особенно резко бросался в глаза. Это каменная баба. Вообще утесы здесь имеют крайне причудливый и фантастический характер. Издали кажется, что как будто две человеческие фигуры стоят рядом и смотрят в разные стороны. При слиянии обеих речек, Тетюхэ и Рыбьей, образуется громадная площадь, сравнительно удобная для заселений. Мы пошли по Рыбьей реке. Эту речку мы так назвали потому, что в ней нашли много крупной рыбы. Идти пришлось недолго, не более 2 верст, как справа мы увидели выступающую вперед высокую скалу, а поравнявшись с ней, увидели и пещеру. Расседлали лошадь и решили варить обед и чай.
Происхождение пещер объясняется действием воды, ибо следы ее были всюду. Когда-то пещера была ниже к горизонту земли, а так как скалы эти стоят, далеко выдвинувшись вперед, то естественно, что тут на повороте обильные воды речные с силой били во время половодья в основание скалы и с течением многих лет проложили себе дорогу, образовав эти сквозные дыры. Но отчего же теперь она так высоко поднялась от земли? Это можно объяснить только поднятием почвы в данной местности. Осмотр пещеры занял довольно много времени (около 1 часу). На мягкой глинистой почве ее, на полу, было много тигровых и медвежьих следов, а в глубине пещеры оказались кости оленей. Размеры, план и профили пещеры при сем прилагаются. Сталактиты -- известкового происхождения. Мы взяли несколько образчиков их с собой. Сделали несколько фотографических снимков при магнии и пошли искать водопад. Он не имеет особенно интересного вида, и мы вернулись, пообедали, попили чаю и тронулись в путь.
На пути мы встретили корейца, он отказался взять с нас деньги за муку и чумизу. Не доходя до фанзы Тудушэ-Цуань, я убил утку, а Гранатман -- большую рыбу. Значит, ужин обеспечен. Долина здесь расширилась еще более. В фанзе приготовили нам вкусный ужин из картофеля с мясом и лепешками на свином сале. Отлично поужинав, я занялся работой. Кабанов здесь очень много. По пути мы встретили множество разрытых ими мест. У жителей они положительно съели всю кукурузу. Их нельзя отогнать от пашен ни кострами, ни криками, ни стуком в повешенные железные сковороды, ни лаем собак -- они ежедневно посещают пашню и поедают кукурузу. Проработав до полуночи, я почувствовал усталость и лег спать.