автори

1573
 

записи

220572
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Leonid_Pasternak » Декорации к "Рафаэлю". "Артист". Иллюстрации к Лермонтову - 7

Декорации к "Рафаэлю". "Артист". Иллюстрации к Лермонтову - 7

23.08.1894
Москва, Московская, Россия

   Среди предложенных мною сотрудников был и Врубель. С Врубелем я встречался и раньше, но как и где мы познакомились, не помню. Быть может, он был мне известен по Одесской школе рисования, где он учился еще до меня; рассказывал же о нем мне художник Костанди. Врубель, окончив свою роспись Киевского собора, переехал в Москву, поселился у Остроухова в его мастерской вблизи от набережной, кажется, на Ленивке; он очень бедствовал. Он был прекрасным талантливым рисовальщиком и даровитым, выдающимся живописцем-художником.

   Кроме своего увлечения Александром Ивановым, Врубель был также под влиянием весьма известного тогда и почти забытого теперь художника Фортуни*; Врубель подражал манере и технике Фортуни в передаче мельчайших подробностей, в деталях формы (филигранная работа кристалловидными "планчиками"), Врубель был приглашен к участию в издании Кушнерева. Когда им были сделаны первые иллюстрации к "Демону" (каждый художник сам выбирал, что ему больше по душе было иллюстрировать) и когда "для одобрения" рисунки были показаны директорам типографии, они пришли в ужас, и, конечно, досталось Кончаловскому, допустившему художника-"декадента" к иллюстрированию "Демона". Естественно, вся вина падала на меня, как на ответственного руководителя художественной частью. К счастью, Кончаловский оказался редким издателем, не столько заботившимся о коммерческих успехах фирмы, сколько о хорошо изданной книге. Как человек увлекающийся и искренне любящий искусство, он ценил огромное художественное дарование Врубеля и сумел отстоять его перед своими коллегами, директорами издательств.

   Несмотря на то, что Врубеля пригласили по моей просьбе и что за него попало от директоров Товарищества мне же, он поверил все-таки какой-то сплетне и мы как-то разошлись с ним. Только через много лет, когда улеглись интриги, он убедился в моих симпатиях и доброжелательных чувствах к нему. Как-то за одним товарищеским обедом я сидел рядом с Врубелем и помнится, первый заговорил с ним. Я сказал, что пользуюсь этой нашей встречей, чтобы разъяснить недоразумение; что в свое время на меня наклеветали и я перед ним никогда ни в чем не покривил душой; он достаточно времени имел, чтобы убедиться в этом и т. д.

   На это, перебивая меня, Врубель вдруг сказал: "Да! я вам простить не мог, что вы -- такой художник, -- и знаетесь с Толстым!.." Такого абсурда я уж вовсе не ожидал! Нужно знать Врубеля, чтобы поверить, что он -- человек парадоксальный, а, возможно, тогда уже и больной -- мог сказать такую нелепость. Не помню уж, как разговор перешел на "Демона". "Я теперь сделал нового "Демона"! -- сказал он. "Вот приходите ко мне, мне именно Вам, рисовальщику, хотелось бы его показать; он Вам, я знаю, понравится; я всего его по натуре прошел".

15.03.2019 в 15:33


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама