Летом 1941 года мы были приглашены провести свой отпуск у нашего друга, инженера Оскара Эстмана, у него на даче.
Инженер Оскар Эстман был одним из так называемых «русских финляндцев», т.е. выросших и служивших в России до революции. Отец его был агрономом и служил у одного помещика, сам он работал в большой финляндской фирме в Петербурге. После революции он вернулся в Финляндию и сперва служил как специалист в военном ведомстве. Убедившись в его знаниях и энергии, Военное Министерство решило ему поручить расширение и преобразование одной фабрики швейных машин в оружейный завод.
Инженер Эстман блестяще справился с порученной ему задачей и в какие-нибудь десять лет небольшую фабрику с 80-тью рабочими он превратил в завод с 1500 рабочими, изготовлявший ружья и пулеметы. Для того чтобы привлечь хорошую рабочую силу, он выстроил целый поселок для рабочих с домами в две-три комнаты для семейных и отдельными комнатами для холостых, с проведенной горячей и холодной водой и с центральным отоплением. При домиках были огороды и садики.
Мы познакомились с Эстманом после его женитьбы на дочери инженера Стенбакка из Бьернеборга, о котором я упоминала выше. История этого брака столь необычайна, что я не могу не упомянуть о ней.
Инженер Эстман был всего на пять лет моложе своего тестя, дружил с ним и крестил его сына. Когда он приехал на крестины, Стенбакка встретил его, держа за руку свою трехлетнюю дочку Мерту и шутливо сказал ему: «Вот твоя будущая жена». И кто мог тогда подумать, что эта шутка обратится в предсказание.
По мере того, как Мерта подрастала, инженер Эстман стал приглядываться к ней, а когда она сделалась подростком, он решил, что как только ей минет 17 лет, он сделает ей предложение. Ввиду того, что Мерта была очень слабенькой, он решил отложить их брак и они поженились, когда ей было 23, а ему 42 года. Его молоденькая жена умерла 28 лет после третьего ребенка, совсем как ее мать. Старшая их девочка моя крестница.
Первый раз мы гостили у них в 1930 году, когда моей крестнице не было еще года. Эстман жил в директорской даче, стоявшей в красивом сосновом лесу на берегу озера. Мы тогда чудно провели у них время, занимаясь сбором грибов, которыми изобиловал этот лес, катаясь на лодке по живописному озеру и совершая прогулки по окрестностям.