Еше одно пояснение
          «Еврейских рекрутов отправляли в кантонистские школы с наиболее суровым режимом, причем, в места, максимально отдаленные от "черты оседлости" (Урал, Сибирь, Поволжье).  
Условия содержания, муштра в школах были ужасными. Не удивительно, что, по словам военного министра Аракчеева, "кантонисты таяли, как свечи".   
Началась настоящая охота за детьми, а вместе с ней многочисленные злоупотребления. Так называемые "ловчики" ("хаперсы", "хапуны") заманивали детей из других общин,   А впереди  мальчиков ждали годы тупой муштры. За малейшую провинность, за отказ принять христианство детей секли вымоченными в соленой воде розгами, оставляли полуодетыми на морозе, окунали до обмороков и глухоты в холодную воду, наносили раны при стрижке.  Оскорбления были неотъемлемым компонентом "воспитания".  А ведь эти   "Николаевские солдаты", как впоследствии их стали называть, были мужественными, преданными царю и выносливыми воинами. Великий русский хирург Н.И. Пирогов отмечал особенную стойкость, терпеливость солдат-евреев, раненных во время Крымской кампании 1853 - 1856 годов. 
Когда-то в 70-ых годах мой отец нашел упоминание о своем Деде Самуиле Лосе в каком-то журнале в связи с цитатой из дневников Л.Н. Толстого периода Крымской войны (что-то о разговоре Толстого с интендантом Лосем).