14/26. Суббота.
Напились чаю. Чай здесь прескверный! Если наш самый дурной чай да посолить, так будет очень похоже. Потом бродили по городу. Видели в табачном магазине метеора. Здесь уж не май, а июнь, да и то жаркий. Все деревья в цвету: огромные каштаны покрыты большими белыми цветами, сирени, жимолость, грабина цветут и много других цветов, которых я и названия не знаю. Разноцветные пионы и всякие весенние цветы разноцветными коврами покрывают сады. Мы взяли извозчика, и он возил нас по замечательным местам города, мимо памятников Гете и Гутенбергу, завозил в какое-то маленькое здание, где показывают статую Ариадны. При красном освещении вещь восхитительная.
Проехали по шоссе, окружающему старый город, по одну сторону шоссе и во все его протяжение тянется роскошнейший сад, разбитый на месте бывшего крепостного вала и рва. За шоссе новый город, или, лучше сказать, банкирские изящные дворцы, утонувшие в роскошных садах, наполненных редкими цветами и деревьями. Перпендикулярно к саду идет другое шоссе, обсаженное с обеих сторон цветущими каштанами и такими большими, что ветви их почти срослись и дают прохладу и тень для едущих и гуляющих. На этом шоссе дом царя банкиров Ротшильда и зоологический сад. Мы зашли, погуляли и посмотрели зверей. Жарко - мочи нет. Хорошо собрание птиц, но хищных зверей почти нет. Сверху непокрытой медвежьей беседки мы полюбовались на медвежат, которые играли и дрались между собою; оттуда же приятный вид на окрестные горы. Потом проехали по жидовскому кварталу узенькой улицей вроде Щербаковского переулка, только с узенькими, высокими, очень бедными домами. Из одного такого домика вышло семейство Ротшильдов. Очень невзрачный домишко, нам его показывал извозчик. Заходили в богатую синагогу. Франкфурт - жидовское гнездо и земля обетованная. Проехали по набережной Майна, видели мост с статуей Карла Великого. Пообедали во французском отеле, - довольно дорого.
Отправились по железной дороге в Майнц. Проезжали мимо Гохгейма самыми виноградниками. Потом по мосту через славный Рейн. Здесь он равен Волге под Ярославлем. Остановились на набережной (Stadt Manheim), перед нами снуют пароходы и вдали синие горы. Взяли коляску и поехали смотреть город.
М[ангейм] расположен амфитеатром по горе, на вершине которой грозная крепость, окружающая весь город. Видели следы бывшего порохового взрыва, городской сад и стройку нового моста. Как здесь все солидно делают! Заезжали домой, потом ужинали в ресторации, подле театра. (Памятник Гутенбергу.) В ресторации прислуживает хозяйка и ее дочь или сестра. Очень хорошенькая. Приходил мальчик продавать цветы, я у него купил ландышей. В 10 часов пришел домой и сел писать. Взглянул в окно, в Рейне отражается освещенный газом мост. На севере каждую секунду вспыхивают зарницы. Небо в Берлине черно, а здесь еще чернее. Наши где-то гуляют.