автори

1581
 

записи

221501
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Konstantin_Paustovskiy » "Господа гимназисты" - 3

"Господа гимназисты" - 3

12.09.1909
Киев, Киевская, Украина

Мы увлекались поэзией и литературой. Но понимание русской литературы, всей ее классической ясности и глубины, пришло к нам позже, чем понимание более легкой литературы Запада.

Мы были молоды, и западная литература привлекала нас изяществом, спокойствием и совершенством рисунка. Холодный и прозрачный Мериме[1] был легче для нас, чем мучительный Достоевский. У Мериме или у Флобера все было ясно, как в летнее утро, а Достоевский надвигался, как гроза с ее тревогой и желанием спрятаться под надежную крышу. И Диккенс не знал сомнений. И Гюго. И Бальзак.

А может быть, в увлечении нашем западной литературой повинны и дешевые желтенькие книжки «Универсальной библиотеки». Они наводняли тогда книжные магазины. За двадцать копеек можно было прочесть «Монт Ориоль»[2], «Евгению Гранде»[3], «Дикую утку»[4] и «Пармский монастырь»[5]. Мы читали все это запоем. Одно время мы особенно увлекались французской поэзией – Верленом[6], Леконтом де Лиллем и Теофилем Готье[7]. Мы читали их в подлинниках и в переводах. Легкий, временами почти неуловимый, как отдаленный запах, а временами твердый, как металл, французский язык звучал у этих поэтов колдовством.

Эта поэзия привлекала нас не только певучестью и туманным содержанием, похожим на весеннюю дымку, но и тем, что она вызывала представление о самих поэтах, о Париже. Поэзия эта существовала как одна из заманчивых вещей в ряду многих заманчивых вещей, связанных с Парижем. Аспидные крыши, кольцо бульваров, дождь, огни, Пантеон, розовая ночь над Сеной и, наконец, стихи. Так возникал в нашем наивном представлении Париж. Он был немыслим без стихов, как без баррикад и поцелуев.

Но очень скоро я, увлекавшийся французской поэзией, понял, что это – холодный блеск, тогда как рядом сверкают россыпи живой и чистой поэзии русской.

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле...[8]

Мы росли, и постепенно могучая и, быть может, величайшая в мире русская литература овладевала нашими сердцами и вытесняла на второй, хотя и почетный, план литературу Запада.

 



[1] Мериме Проспер (1803—1870) – французский писатель.

[2] «Монт-Ориоль» — роман Ги де Мопассана.

[3] «Евгения Гранде» — роман О. Бальзака.

[4] «Дикая утка» — драма Г. Ибсена.

[5] «Пармский монастырь» — роман Стендаля.

[6] Верлен Поль (1844—1896) – французский поэт-символист.

[7] Готье Теофиль (1811—1872) – французский писатель и критик, один из основателей «Парнаса», пропагандировал теорию «искусства для искусства».

[8] «Роняет лес багряный свой убор...» — Из стихотворения А. С. Пушкина «19 октября».

28.03.2018 в 15:49


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама