30 октября
Полагают, что будет много больных; в крепостной церкви холодно и сквозной ветер от двух открытых друг против друга дверей для народа, которого однако ж немного. -- Народ вообще холоден к кончине императрицы, кроме некоторых, весьма немногих.
Члены депутатской комиссии весьма недовольны Паниным; он даже не приехал сам закрыть комиссию, а прислал высочайшее повеление через Булгакова. -- Депутаты отнеслись к министру внутренних дел с просьбою об исходатайствовании им приказании: ехать или не ехать. Говорит, что государь примет их во вторник. -- В одно из предыдущих заседаний Панин проговорил: "Вы можете быть уверены, господа, что не останетесь без награждения". Это взорвало всех и Галаган отвечал: мы так уверены в милости государя, что знаем -- он не захочет ошельмовать нас какою-либо наградою.
Напечатано было, по распоряжению Панина, какого-то доклада по числу членов комиссии; теперь понадобилась эта брошюра для Главного комитета и для Совета. Панин надеялся их отобрать у членов |(как у сенаторов); никто не отдал. Он написал записку в 3-м лице к Черкасскому; Черкасский тоже в 3-м лице отвечал, что не может отдать брошюры, ибо, почитая ее своей собственностью, сделал на ней замечания, кои не может никому показать. Панин не удовольствовался, написал еще, что карандаш можно стереть. Черкасский отвечал, что писано чернилами. Тем дело и кончилось.
Белавин, почетный смотритель гимназии, предлагал введение музыки в уездных училищах и готового человека Ламакина. [Евгр.] Ковалевский отвечал, что нельзя, что родители будут негодовать, что их детей учат музыке, да еще по нотам.
Государь каждый день возвращается в Царское село два раза -- где работает постоянно над крестьянским вопросом. -- Говорят, к 1 декабря будет объявлено. Сомнения в том: с манифестом или без манифеста. Я убеждаю, что последнее лучше, ибо нельзя в краткие слова манифеста включить все многообразие и сложность сего узаконения, не подавши повода к толкам.