Явился я к своему дяде Прокопию Петровичу, теперь отцу Прокопию, со своим горем, что молод я и не принимают на работу в монастырь. «Не печалься, Бог все устроит к лучшему. Станем учить какому-нибудь мастерству». А рядом была келья уставщика клироса церкви святителя Филиппа, и уставщик посоветовал направить меня к регенту соборного хора. Привел меня дядя, а тут сидят еще двое в ожидании, когда впустят в келью.
«Рабы Божии, войдите!» — но это впустил не регент, а его служитель. Регент, как видно, не монах, а еще только готовился к монашеству — только носит один подрясник. Стоит фисгармония и висит на стене скрипка. Нажимает клавиши и заставляет тянуть тот же самый звук а, о, и. Потом берет скрипку, тоже просит тянуть тот же самый звук, но просит через открытый рот, а не через зубы.
Дядя дожидается результатов. Регент двоим из нас велел приходить на клирос в собор, а одного никуда не назначил. Боже мой, какое удовлетворительное чувство я испытал тогда, а не менее дядя. Но все это время был в страхе.
Меня поместили в Зосиминском корпусе в числе 19 человек под наблюдением дядьки — бывшего офицера. Слово «дай» совершенно исключено в монастыре и заменено словом «благослови». И мы — малыши,— обращаясь между собой при просьбе, например, говорили: «Благослови, отец Иван, мне эту книгу». Слово «отец» обязательно прилагать к имени. Например: мы идем огребать снег и просим у мужика Семена лопаты и говорим: «Отец Семен, благослови лопату»,— а он скажет: «Бог благословит».
В нашем Зосиминском корпусе жили так называемые «вкладчики» — это богатые люди, желающие доживать свой век под кровом обители. Они внесли в монастырь свой капитал, и за это обитель предоставила им жилье и все бытовые условия. Они свободно ходят по всей территории монастыря и ездят по Соловецким островам. У каждога слуга-послушник. Вот блаженная райская жизнь! Эти вкладчики любили нас — озорников — и дарили в праздник гостинцы — конфеты. Рядом с их кельями жил инженер-немец (забыл имя), он руководил работами по соединению со Св<ятым> озером 52 озер, чтобы давать в судостроительный док нужное количество воды. Он часто приглашал нас к себе на пение и часто приходил на спевку, дарил конфеты.