автори

1427
 

записи

194041
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Margarita_Rudnik » "Антисоветский агитатор"

"Антисоветский агитатор"

24.04.1938
Хабаровск, Хабаровский край, Россия

В середине 30-х гг. Иван Довбня с семьей вернулся в Таранушичи, на свой хутор, к матери. Жили трудно, голодно. Варя рассказывала, как-то раз, вместе с братом выйдя встречать вернувшуюся с работы маму, которой на работе иногда выдавали продукты, она помогала нести домой полбуханки хлеба и за те несколько минут, что шла до крыльца, выела весь мякиш черной и черствой буханки, из-за чего ее потом долго мучили угрызения совести. Родители работали ударно, но за трудодни давали смехотворное количество продуктов, на которое нельзя было прокормиться, и жили на то, что сами выращивали. Единственной реальной помощью от колхоза был сахар, получаемый из сахарной свеклы, но эту свеклу приходилось обрабатывать в неурочное время. Колхоз сообща перепахивал поле и засеивал свеклу, потом каждой семье выделялся свой участок под обработку. Василина приходила из колхоза в десять вечера и отправлялась вместе с детьми обрабатывать свеклу примерно до полуночи. Когда свекла созревала, бригадир замерял количество свеклы, выращенной каждой семьей, забирал овощ, а потом выдавал полученный из свеклы сахар семьям пропорционально количеству и качеству выращенного урожая.

Иван обустраивал свое подворье, как мог. Уменья ему было не занимать, а смекалка всегда была при нем. Но толком обжиться семья не успела и вновь попала под жернова тоталитаризма.

Цитата с сайта «Мемориал»(см.приложение8):

3 ноября
Директива НКВД СССР о форсировании массовых операций («кулацкой», «национальных», против ЧСИР). Сроком их окончания определено 10 декабря 1937.

Думаю, что мой прадед попал как раз под выполнение директивы от 3 ноября. Он был арестован в середине ноября 1937 года. Свидетели в подложных показаниях называли его «кулаком», говорили, что, вернувшись с Урала, он жил «по-кулацки» и выражался против советской власти. В пользу моей версии говорит и тот факт, что мой прадед был не единственным из деревни, кого назвали «кулаком» (об этом в повествовании позже). Цитата из приложения 2:

«6.XI.1937 года Кобелякским РО НКВД Довбня Иван Андреевич был арестован и 17-19 ноября 1937 года Заседанием особой тройки УНКВД по Полтавской области необоснованно осужден по ст.54-10 ч.I УК УССР /антисоветская агитация/ на 10 лет лишения свободы» и направлен в «БАМЛАГ».

Неужели человек, уже не раз пострадавший от советской власти, стал бы кликать на себя беду и заниматься «антисоветской агитацией»? Думаю, нет. Скорее всего, человек, однажды осужденный, среди прочих первым бы попал под удар независимо от поведения. «Палачи» руководствовались «железной логикой»: враг всегда враг; единожды осужденного резонно осудить и во второй раз. Подоплека ареста выяснится много позже, а сам арест проходил несколько смехотворно, как рассказывал позже вернувшийся из мест лишения свободы Иван своим подросшим детям: приехали люди на телегах, ходили по дому, рассматривали все, делали вид, что ищут спрятанное богатство и драгоценности, потому что им приказали осудить его как «кулака», то есть зажиточного. Те, кто обыскивал, и сами видели, что нечего искать у семьи, живущей практически одной жизнью с колхозом. Никакого богатства найти не смогли, и осудили Ивана по статье «антисоветская агитация», для которой даже эфемерных доказательств не нужно было.

Семья осталась без кормильца. Поколение назад семья лишилась отца из-за Первой мировой войны, но а сейчас? Ни войны, ни реальных серьезных выступлений против власти, ни междоусобиц, но людей казнили, сажали в тюрьмы, ссылали, лишали семьи опоры, забирали у детей отцов, а порою и обоих родителей. В лагерях люди выполняли тяжелую работу в кратчайшие сроки, секрет быстрых темпов индустриализации нужно искать не только в энтузиазме народных масс, но и в многочисленных ИТЛ. Безнравственность тоталитарной системы нельзя оправдать благими намерениями. Тем более, многие грандиозные проекты и стройки были попросту причудой властей, не были ни продуманы, ни необходимы стране. Вспомнить хотя бы о более позднем строительстве железной дороги Салехард-Игарка, которую так и не достроили, но где погибли десятки тысяч людей (цифра колеблется от 60 000 до 100 000)!?

 

Мой прадед Иван Довбня отбывал срок в Байкало-Амурском Исправительно-трудовом лагере НКВД, на Дальнем Востоке. Из документов известно (см.приложение9), что в период с 24 апреля 1938г. по 2 апреля 1939г. он находился в местах лишения свободы Хабаровского края, а позже был переведен куда-то еще, но тоже в дальневосточном округе. Он строил пресловутую Байкало-Амурскую магистраль, которую во время войны пришлось разбирать, так как стране не хватало металла. Осознание бесполезности своей работы, особенно в годы войны, морально давило сильнее, чем физическая тяжесть. Ощущение себя «винтиком», которому даже не дозволено защитить свою семью на фронте, разъедало его душу.

12.02.2015 в 11:28


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама