16.11.45. Пят. В Восточной Германии в соответствии с Потсдамскими соглашениями земельными властями проводятся аграрные реформы. Главная её цель – ликвидировать основы прусского юнкерства, конфисковать владения крупных помещиков и военных преступников. Это хорошо!
Ходили в баню. Когда мы голые, очень заметно отличаемся от себя, одетых в форму. В форме – стройные, плечистые, благодаря покрою кителей. А когда голые – худые, костлявые, ключицы, лопатки торчат, шеи длинные. Руки и ноги тонкие. Мышцы, как жилы. Смотрим друг на друга и насмехаемся.
– Игорь, расправ свою цыплячью грудь, – кричат Ляхоцкому.
Пощупав мышцы Дурнева, Малышев говорит:
– Дитё Майданека.
В бане не обходится без борьбы. Каждый, видя более худого, пытается испытать свою силу в схватке с ним. В схватках убеждаемся, что, в общем-то, мы жилистые. У большинства мышцы крепкие, как струны. Ребята, обросшие мясцом, часто в силе уступают худым.
Грищенко спихивает с банной лавки Поддашкина. Тот особо не сопротивляется и в результате оказывается заваленным на пол. Поднялся, сел на лавку, продолжает мыться. Теперь его пихает Побокин. Поддашкин и ему не очень сопротивляется и снова – лежит на полу. Поднимаясь, говорит:
– Что-то я сегодня добрый. Не к добру это третьему.
Только уселся на лавку, стал мыться, как подходит Извеков и тоже пытается его спихнуть. И тут Поддашкин вдруг преображается. Вскакивает. Рывок. Извеков на полу. Лежит, рожа скорчена – сильно ушибся. Поддашкин произносит:
– Говорил, что не к добру я был добрым.
В борьбе большое значение имеет умение сконцентрировать свою силу. Замечаю по себе. На кого рассержусь – того побеждаю. К кому мягок – от того терплю поражение.