29 июня
Мао Цзэ-дун проводит политику вразрез установкам и положениям Коминтерна. Но что им руководит?
Накануне вылета в Яньань меня ознакомили в Москве с решением ИККИ по поводу создания единого антияпонского фронта.
Главная задача КПК: прекращение гражданской войны, совместные действия с Гоминьданом и объединение всех сил китайского народа для защиты целостности и независимости Китая от агрессии. Политика КПК должна подчиняться решению этой задачи. Вот смысл этого документа: мнение, будто союз КПК с Гоминьданом есть капитуляция перед Чан Кай-ши, льет воду на мельницу прояпонских элементов и способствует разжиганию внутренней междоусобной войны. Нужно обратить серьезнейшее внимание на происки троцкистских элементов, которые своей провокационной деятельностью в Китае пытаются сорвать дело единого антияпонского фронта и являются прислужниками японских захватчиков.
Не на позициях ли троцкизма окапывается Мао Цзэ-дун?
* * *
За внешней чертой Восточных ворот — лачуги и лавочки. Там же у ворот — харчевня, где мы нынче обедали: грязная комната, нечистые столы, тучи мух, между столиками занавески из замусоленных холстин. Подавали горячую ханжу в оловянных кувшинчиках. Гуамяньцзы — горячая лапша. Прислуживал сяо гуй лет шестнадцати.
У ханжи резкий отталкивающий запах. Я не смог пить. Долматов, смеясь, заметил: «Ничего, через полгода привыкнешь...»
Сяо гуй потрясенно слушал неведомую речь, пялил глаза и, в конце концов, споткнувшись, растянулся на полу, облив нас и себя жирной похлебкой. Пришлось взять паренька под защиту от гнева хозяйского.