26 ноября
Подробности Н.-Огарева.
Закоперщиком срыва был Ельцин. Принес кучу замечаний по проекту Союзного договора.
М. С. ему говорит: как же так, мы же прошлый раз все согласовали? Это наш с тобой проект был.
Е.: "Мало ли что... Время идет. В группах, в комитетах ВС обсуждали, говорят, такой проект не пройдет... Главный вопрос опять: не государство, а просто Союз... Или "конфедеративный Союз".
М. С. бросился опять доказывать. Его поддержал только казах, "вице" у Назарбаева, доктор, юрист, который и применил метафору из Маяковского "облако в штанах". Остальные стали жаться... Кроме Акаева, которому было неловко возражать: ведь М. С. только что был у него "в гостях".
Горбачев окончательно завелся. И спустя почти 3 часа сказал им: как хотите, я ухожу. Оставайтесь здесь без меня и решайте. Как решите, так и будет...
И ушел в свой кабинет.
Спустя час к нему явилась "депутация": Ельцин и Шушкевич.
Е., воротя физиономию, чуть не отплевываясь (слова Грачева), произносит: "Вот пришли на поклон к князю, к хану..."
М. С.: "Брось, царь Борис, давай по делу..."
Вернулся к ним... И договорились о совместном заявлении, которое М. С. перед журналистами приравнял к парафированию.
Потом, на сверхзакрытом заседании, речь шла о том, как Ельцин будет осуществлять свою экономическую программу. Коллеги из республик уговаривали его: полегче, мол, ставишь нас в ужасное положение. Он им: мы и так опоздали, 16 декабря ввожу свободные цены.
М. С. реагировал вяло, только предупреждал о социальном взрыве.
Явлинский в докладе после реверансов насчет смелости Ельцина сказал: самый главный вопрос, что вы все будете делать после февраля, когда народ выйдет на улицы. До февраля идет инерционное "развитие" гибнущей старой системы. Но этого хватит только до конца февраля -- потом крах. Вы готовы к этому, вы думаете об этом? Ответа ни от кого не последовало.
А вечером М. С., собрав помощников и советников поставил задачу: думать, что будем делать!
Вчера я долго разговаривал с Яковлевым, он вернулся из США... Пришел, сидели часа два друг против друга. Все перебрали... И главный наш вывод: нет альтернативы самостоятельному прорывному ходу России. Горбачевские усилия спасти Союз -- безнадежные судороги.
И в общем-то все бы ничего, если б не Украина, не Крым, который невозможно отдать.