8 марта
Вчера М. С. два часа говорил в Верховном Совете по разным поводам. Говорил "лохмато", сумбурно. Представлял в члены Совета безопасности. Все - чины: Павлов, Янаев, Пуго, Язов, Крючков, Бессмертных плюс Примаков, Бакатин и Болдин.
Примакова и Болдина при первом голосовании завалили. После длительных, с председательского места, уговоров Примаков во второй раз прошел, набрав семь голосов сверх 50 %, а Болдина и второй раз завалили. Еще один щелчок Горбачеву. Болдина-то он ведь не по делу тянет, а "в благодарность за службу и верность". Какой это Совет безопасности или кабинет министров?! Там, кроме двух новых, все -- те же самые! С кем он там будет "советоваться": с Язовым, с Крючковым.
Тем временем прошел Пленум ЦК РКП. Полозков выступал с "программным докладом": так что полностью оформлена "партия порядка", в которую включены и "черные полковники", и... сам Горбачев.
Там нет марксизма-ленинизма, хотя защищается ленинское наследие. Там нет и отрицания рынка, но есть классовая борьба. Это то, что может понравиться десяткам миллионов "простых людей", особенно потому, что обещают "наводить порядок". До гражданской войны доводить вроде не собираются, но предупреждают, что диктатура может быть "востребована". На этом фоне СМИ -от Коротича до Егора Яковлева -- выглядят интеллигентским визгом и ворчанием в защиту гласности.
А. Н. Яковлев звонил "в ужасе": мол, ничего такого у нас не было с 1937 года! Нет, это другое, совсем не это: скорее, свидетельство такой поляризации, которая может вернуть нас в 1918 год.
Сам он (Яковлев) -- в "замазке". М. С. так и не представил его в Совет безопасности... под предлогом, что его все равно завалят. Хотя, скорее всего, не завалили бы. Он просто не хочет публично "мазаться" об Яковлева с его репутацией "реформиста, ревизиониста, развалившего Прибалтику и марксистско-ленинскую идеологию, отдавшего прессу в руки контрреволюционеров". Хотя лично он своего "Сашка", наверно, любит и полагает непорядочным "отвернуться" от него совсем: все-таки вместе начинали!
Яковлев вчера мне рассказал: "Спрашиваю у Эдуарда Амвросиевича, зачем он так круто "обозначился" на съезде, ушел? Шеварднадзе ответил: "С некоторых пор я почувствовал неискренность М.С. Пожалуй, имеет место. Ловкачество в нем было изначально, оно -- в самой его натуре компромиссной". Яковлев стонет: "Уходить надо... Помнишь, -- говорит, -- он с нами подбирал советников в состав группы при президенте, которую я (Яковлев) должен был возглавить? На том и кончилось. Вот уже третью неделю об этом ничего не слышно".
Приходил мой старый друг Куценков. Полтора месяца был в Индии. Просится туда послом. Я сказал об этом Бессмертных. Тот попросил бумажку-"объективку". Он ученый-индолог. Подумал: слишком уж явно мой Толька начал грести под себя. Ох уж это тщеславие! И Яковлев, и Примаков... -- все в его плену! Грустно.