Недавно начальницу Дома Санитарного Просвещения направили читать лекцию животноводам. Заходит эта элегантная дама в огромный хлев, а так коровы не поенные орут в жидком навозе, а люди в наркозе алкогольном спят на высоких нарах. Иная корова станет на задние ноги, передние копыта положит на нары и тащит солому у человека из-под зада. А тот - не шелохнется. Вот и читай ему лекцию. И ведь каждый спит по-своему. Вернее, каждый по-своему скрывает свой сон. Иные даже спят в открытую. Вызывает меня однажды на консультацию участковый терапевт и просит посмотреть на дому женщину с подозрением на рак печени. Прихожу, смотрю. Женщина молодая, лет тридцати, тучная. Жалуется на периодические острейшие боли в правом подреберье, боли невыносимые, она кричит, но после приступа все успокаивается, и она себя чувствует хорошо - до нового приступа. Печень не увеличена, локальная болезненность в области желчного пузыря. Холецистит - студенческий случай. Я спросил у врача - почему, из каких соображений она заподозрила рак печени. Улыбнулась докторица и ответила запросто: "Я у нее спросила - у вас что-нибудь болит? Она говорит: болит. Я спрашиваю: где болит? Она говорит - справа. Я и подумала: что справа? Печень. Уж не рак ли печени?".
Участковый врач может себе позволить спать на виду. Другое дело - профессор. Помню одного. Был он маленький, худенький, никудышный на вид. Но одевался хорошо, чистенький такой, мытый. С больными разговаривал так:
-Аппетит есть?
-Да вроде бы...
-А что ели сегодня на завтрак?
-Хлеб с маслом.
-Хлеб или булочка?
-Булочка.
-Сайка или франзоля?
-Франзоля.
-Вы ее разрезали?
-Разрезал.
-Вдоль или поперек?
-Вдоль.
-Чай пили?
-Пил.
-Один стакан или два?
-Один.
-С сахаром?
-Да.
-Одну ложечку или две?
И так -до бесконечности. Больным это нравится. Доктор внимательный, пытливый -такой вылечит непременно. Жена профессора заведовала терапевтическим отделением больницы. Я в те годы работал в поликлинике этой больницы районным онкологом. Опять районный врач вызывает на консультацию - рак прямой кишки подозревает. Прихожу, смотрю. Молодая женщина, температура 40, сознание спутано. Какое-то острое заболевание. На всякий случай исследую прямую кишку. Рака, конечно, нет. Через несколько дней опять вызывают, теперь уже в больницу. Торжествует участковый доктор: "Ошиблись Вы, коллега, хоть и онколог. А у больной все же рак прямой кишки, в больнице установили". Вообще говоря, поликлинические врачи верят больнице - там возможности диагностики, конечно, больше, чем на участке. В больнице можно клинически длительно наблюдать больного. Там лаборатории, анализы и, главное, специалисты высокой квалификации. Участковому врачу так рассуждать даже и удобно. Чего-то не понял - клади в больницу, и думать не надо, и ответственность переложил. Короче, иду я в это высокое учреждение. А там чистота, тишина, стенгазеты, сан бюллетени. Павловский режим тогда входил в моду, и здесь ходили в тихих войлочных туфлях, чтобы не беспокоить больных, говорили вполголоса. И всем этим великолепием заведовала жена профессора.