Москва. Пятница, суббота и воскресенье. Один день прогула – болел. И так я каждую субботу стал болеть. В пятницу – поезд, суббота – Горький, тюрьма, очередь, передача, маленький отдых у тетушек, чай, вокзал, вагон, ночь, Москва! Восемь месяцев ожиданий. В один прекрасный день, действительно прекрасный, телеграмма: «Мама дома, приезжай!»
МИЛОСЕРДИЯ ДВЕРИ, они вновь открылись, да они и не закрывались! Нет, они всегда открыты, и из них выходит милосердие в виде светлой, светлой, как солнце, Божией Матери, с протянутыми руками, а в них любовь и сострадание. «Надеющиеся на Тя, да не погибнем!» Нет, не погибнем! «Ты бо еси спасение рода христианского!»
Я снова в Муроме. Мама худа, слаба, но наполнена радостью. Вот ее рассказ. Часть своими словами, часть – ее. Последние несколько лет мама перешла на работу в тубдиспансер, при нем палаты, в основном умирающих – открытая форма. Ее дежурства ночные. Она и старушка санитарка. Ночь через ночь. Сегодня умирает один, завтра подходит черед другому. Разный народ, но все обреченные. Смерть у каждого своя. Смерть туберкулезника мучительна длительностью смертного часа, агональное состояние может длиться часами при полном сознании умирающего.
По-разному умирает человек: одна смерть у безбожника, другая у верующего, хоть и та, и эта тяжка, как всякая смерть, но верующий принимает ее как необходимость для перехода его души в вечную жизнь, к которой он готовился всей своей жизнью. Поэтому он умирает примиренным со своей совестью и с людьми. Он жил и умирает с верой и потому смерть принимает с кротостью, надеждой и упованием на милость Божию. Иная смерть человека, жившего без веры, без надежды и любви. Он расстается с жизнью навсегда, ибо для него вечной жизни не существует. Он до последней минуты цепляется за жизнь, боясь смерти. Ни совесть его, ни душа не имеют в себе мира, поэтому смерть для него страшна. Не веря в загробную жизнь, подходя к черте, душа его ощущает иной мир как нечто страшное, и она права, ибо смерть грешника люта (Пс. 33:21). Еще тяжелей умирает человек, на совести которого лежат человеческие судьбы и жизни, и всю свою жизнь он заглушал в себе людские стоны, мольбы и кровь неповинную, им пролитую, смыть которую можно покаянием в сокрушенном сердце. Эта смерть ужасна и тут, и там. Добро и зло – это две энергии, вечно находящиеся в противоборстве друг с другом, от сотворения мира. Любовь и ненависть – вот две силы, которые человек волен в себе развивать. Ни одно доброе движение сердца, а также и злое не исчезают, а действуют как энергии. Если научились записывать энцефалограммы как биотоки мозга, кардиограммы как энергию сердечных мышц, то может прийти время, когда запишут энергию добра, которая даст свою кривую, а энергия зла – свою. Душа человека непрерывно фиксирует и «наматывает на пленку» все добрые и злые движения сердца, так как оно является их носителем. «От доброго сердца – доброе, от злого – злое». Человеческая душа, как компьютер, несет в себе всю информацию доброй и злой энергии за всю жизнь данного человеческого сердца. «Дела ваши осудят вас», – сказал Спаситель.
Добро и зло не только скрытая энергия, но и энергия, движущая нашими поступками. «От доброго сердца – доброе. От злого – злое». Душевный наш компьютер, следовательно, записывая энергию, записывает результат деятельности энергии. Но записанную энергию зла, а следовательно, и злые поступки может стереть энергия раскаяния:
«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный, весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. На спасение стези настави мя, Богородице, студными окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты».
Вот что принес на землю Спаситель для того, чтоб вернуть нас к первозданному образу, утраченному через грехопадение. Кроме искупительной Жертвы на Кресте, Своей смертью и Воскресением вернувший нам бессмертие. Он дал нам Таинство Покаяния, прибегая к которому человек стирает свою злую энергию, записанную «компьютером» его бессмертной души. Отсюда и смерти у всех людей разные. «Благоразумный» разбойник в одно мгновение стер все грехи жизни своим раскаянием: «Помяни мя, Господи, во царствии Своем». «Сегодня же будеши со мною в раи», – ответил ему Христос.
Человек – слабое существо, а потому, покаявшись, снова грешит. Важно не сломаться, а, падая, вставать с искренним намерением больше не падать, а бороться со злом, его борющим; не смог, не удержался, упал – вновь вставай, «ванька-встанька».