автори

1427
 

записи

194041
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Lyudmila_Osipova » Мое блокадное детство - 2

Мое блокадное детство - 2

22.06.1941
Санкт-Петербург, Ленинградская, Россия

После деревенского раздолья каким маленьким и тесным показался мне наш ленинградский двор-колодец, мощеный крупным булыжником и заставленный поленницами дров. Мы жили на улице Некрасова, недалеко от Невского проспекта в трехэтажном доме, в бельэтаже, занимая одну комнату в коммунальной квартире. В трех других жили соседи.
Перед войной я закончила два класса и не поехала в Понизовье, потому что отец обещал мне достать путевку в пионерский лагерь. Леня уже был там прошлым летом, и рассказывал, как хорошо и весело ребята проводили время. Ночью, когда лагерь засыпал, мальчишки заворачивались в простыни,как привидения, стучались в окна палат, где спали девочки, и пугали их. Но не суждено мне было поехать в лагерь: в июне началась война.
Мирная жизнь оборвалась внезапно и неожиданно. Почти всех мужчин из нашего дома забрали в армию, ввели светомаскировку, окна стали плотно занавешивать, стекла окон заклеивали полосками бумаги накрест. Взрослые чистили чердаки, заносили туда песок и воду для тушения зажигательных бомб. Ночью по небу шарили прожекторы и слышался гул самолетов. Отца не взяли в армию по возрасту: ему шел шестьдесят первый год, и учительница в школе думала, что это мой дедушка. Работал он столяром в одном предприятии на Фонтанке, около Калинкина моста, далеко от дома и часто оставался ночевать у дяди Кости. По радио передавали тревожные сводки: враг рвался к Ленинграду.
 Многие предприятия, детские сады и школы стали эвакуировать из города. Поехали в эвакуацию со школой и мы с Леней, но на станции Остров поезд остановился, и нам велели выходить из вагонов. Нас повели в ближайшую деревню и разместили в домах колхозников по 3-4 человека. Говорили, что немцы бомбят железную дорогу и ехать дальше невозможно. Был разгар лета, цветущий луг напоминал мне понизовье, но радости не было: слышался гул канонады, а над деревней, почти касаясь макушек деревьев, пролетали немецкие самолеты. Через несколько дней за нами неожиданно приехала мама и повела нас на станцию. Станция была забита беженцами: женщины, старики, дети сидели на узлах и чемоданах и ждали поезд на Ленинград. Вдруг кто-то крикнул: «Самолеты, немцы!» - и все побежали в сосновую рощу напротив. Немецкие самолеты прошли низко, бросая зловещую тень между сосен. Гул моторов оглушил меня. Я бежала рядом с мамой и думала, что сейчас полетят бомбы, но, слава Богу, этого не случилось, и мы вернулись на станцию. Вскоре пришел поезд, и мы благополучно доехали до Ленинграда.
 Многие ребята из нашего дома остались в городе. Остался и Алька Гриневский, мой ровесник, живший на первом этаже. Мы с ним дружили, мальчишки дразнили нас и писали в подворотне: «Алька + Люська = любовь», но мы с ним не обращали на это внимания и часто ходили вместе в кино. Недалеко от нас на улице Восстания был маленький кинотеатр «Луч», там по много раз мы смотрели «Дети капитана Грандта», и Алька мечтал, что, когда вырастет, обязательно станет капитаном.
Брат Леня решил стать военным, его приняли в артиллерийскую спецшколу, и он с гордостью говорил, что им скоро выдадут военную форму. После возвращения мама вышла на работу, работала она в столовой военного училища кастеляншей. Ее директриса Евдокия Ивановна спросила:
- Агафия Петровна, поедете ли Вы с семьей в эвакуацию?
 - Нет, будь что будет, но мы останемся в Ленинграде.
- Тогда, дорогая, запасайся продуктами, война есть война. Наверно, скоро введут продовольственные карточки.
 По совету Евдокии Ивановны мама стала закупать крупу, муку, макароны, сахар, масло, жир, соль и спички, покупала в магазинах и в столовой, многие люди в городе тогда запасались продуктами. В столовой после обедов оставались куски белого и черного хлеба. Мама собирала этот хлеб и сушила сухари. Скоро у нас на шкафу лежало уже 2 мешка сухарей. Отец поехал за город и у крестьянина купил свежую свинину, ее засолили и поставили в маленьком деревянном бочонке в комнате около двери. Как нам потом пригодились эти продукты! Никто не ожидал, что зимой настанет страшный голод и каждый сухарик, каждый кусочек хлеба будет на вес золота.

21.05.2014 в 02:08


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама