Наступило историческое время – 9 мая 1945 года, на весь мир прогремело конец Мировой войне, германский фашизм побежден!
9 мая, раннее утро, на улице темнота, вдруг слышу неистовый стук в окно и громкий крик "Вставайте!". Война кончилась!
Я не пойму в чем дело?
Вскакиваю с постели и в одних кальсонах бегу к двери и открываю:
Быстро, запыхавшись вбегает в амбулаторию сестра и от радости, захлебываясь кричит "Война кончилась! Скоро нас отпустят по домам!?
Бегу в соседний барак, там уже все встали, все сильно возбужденные от радости, и громко кричат Ура! в честь окончания войны и нашей победы над немецкими фашизмом.
Сколько в этот день у нас, наших родных и знакомых было радости, восторга и надежд, вот мол война кончилась, немецкий фашизм разбит; и для нас скоро наступит радостное время? освободят из заключения не в чем не повинных наших: отцов, братьев, мужей, сыновей, матерей, жен, сестер и дочерей…
И они мол в военное время тоже трудились для фронта, были и голодные и холодные и все это сносили безропотно…
Рассветало, в зону стало приходить начальство большое и малое и все они от всего чистого сердца поздравляли нас с днем победы и говорили "Ну вот, теперь, уже и вы скоро пойдете к своим родным и близким"...
Уж, сейчас Сталин вам даст амнистию!?? …
Откровенно говоря я лично, да и многие тов. коммунисты в эту сказочную амнистию не верили. Если во время ожесточенной отечественной войны с немецким фашизмом без нас обошлись, то теперь тем более обойдутся…
Надо сказать, что уголовники в этом вопросе были счастливее нас, им было больше доверия и веры, их приглашали на защиту Родины, хотя они ее не признавали, а нас нет…
Но время шло, мы все же с нетерпением ждали какого то облегчения нашей злой участи, но нам ее не давали. По правде говоря и правильно делали, за что же нам давать амнистию, если мы в своем большинстве перед своей Родиной, обществом не в чем не повинны, не совершившие перед ними никакого преступления…
В это время был нарисован один, из двух сохранившихся, портретов дедушки, выполненный карандашом, на ватмане, 20 х 28см, 6 июля 1945 года. Надпись чернилами на обороте: "На добрую память моим дорогим и любимым дорогой супруге Елизавете Андреевне и дорогой и любимой дочери Марии от любящего вас папы. С. Кузнецов 8/VII 1945 г."