В детстве меня бабушка научила прясть.
И не только прясть, а и шерсть выбирать, чесать, мыть, а уж затем превращать в нить. Очень уж забавно оно вертелось и жужжало у бабушки в руках веретено. Мне было лет семь, когда я захотела научиться, брала в руки бабушкины штучки, вертела их и так и эдак, пробовала вытягивать нить. Первое время было трудно, нитка шла корявая, толстая, но постепенно приноровилась. Старалась захватить веретёшко прежде бабушки. Она немножко сердилась, потому что нить моя и её сильно отличались. А носки надо вязать из одинаковой нити, а то размер не угадаешь. Пришлось поискать старое веретено, побольше размером, тяжелее и стали мы работать каждая на своем веретене. Я на маленьком и лёгком, а бабушка на другом. Ради внучки чего не вытерпишь.
Пряли мы без пряхи, привязывали шерсть к спинке железной кровати. На иллюстрациях к сказкам у всех барышень пряхи красивые, резные. А мой пучек шерсти был привязан к спинке кровати, я тянула нить и одним глазом посматривала в телевизор. Чем больше пряла, тем лучше получалось, нить вилась тонкой и ровной. Я чувствовала себя одной из тех девиц, что под окном пряли поздно вечерком. Иметь настоящую деревянную прялку с колесом, стало моей мечтой. А мечты, рано или поздно, сбываются. У меня уже было двое детей, когда на день рожденья папа подарил мне прялку.
О моей мечте он знал и, когда услышал, что в Старом Осколе есть такой мастер, который умеет делать деревянные прялки, предложил мне туда поехать. Не могла поверить, что это правда, и вот-вот я буду держать в руках то, о чем мечтала с детсва. Бесценный подарок получила в день своего рождения.
Много ниток было порвано, пока узнала о том, что я неправильно натянула ремни. Как только поправила, так дело заспорилось. У нас была большая собака, московская сторожевая, её шерсть я и пряла. Два раза в год собаку приходилось чесать, шерсти было много.
Заметила я, что когда на веретене прядешь, то на душе светлеет. Может не даром говорит поговорка: завью горе веревочкой?
Бывало такое, что не поладим со свекровью, я молодая, оговариваться не решаюсь, не научена старшим перечить. А в душе буря, обида, тяжко. По дому мечусь, не знаю за что схватиться, чем отвлечься. Больше всего помогало веретено. Садилась в такие минуты прясть. Пряду, а такое ощущение, словно с ниткой из меня чернота вытягивается. Когда полчаса хватало, а когда и полное веретено напряду. Одно веретено ниток хватало на носок! Если больше, то уже нитки с веретена спадать начинают и рука устает вертеть тяжелое веретено.
Вот тогда-то я и поняла, что прядение на веретене - это как своеобразная магия. Ты прядёшь, ниточка тянется, мысли грустные улетучиваются. Может преобразовывались из негативного, в позитивное? Думаю, так оно и было.
Теперь жизнь не та, никому это уменье не нужно. А дочь свою я научила прясть на прялке. На веретене - нет, это более кропотливое дело, нужно большое желание, чтобы освоить.
Бывало, подсмеивались надо мной, дескать электрических прялок полно, бесшумные, удобные, места не занимают. Нет, думаю, на той прялке все просто, никакой магии больше не будет.