Мой дед Сашка не был на передовой, не сидел в окопах, не оказался в плену. Он был плотником на гражданке, плотником же и служил на корабле. Не потопил фашист корабль, повезло. Видел смерть в лицо, но домой вернулся даже без ранений.
До войны у них уже было четверо детей, пятый родился после войны. Бабушка бедовала с четырьмя. Чем сама питалась, даже мне рассказать не захотела. Дома же детям говорила, что на работе кормят, потому она с ними не кушает. Дети есть дети,верили. А бабушка была очень худой. Дед иногда ухитрялся передать паек, в котором бывал яичный порошок. Бабушка рассказывала, что омлет из него получался почему-то синим, но съедобным все-таки был. Американцы поставляли такую гуманитарную помощь.
Вот наконец закончилась война и дед вернулся домой. Старшие два его помнили, а два младших вели себя настороженно. Но, все-таки у многих отца не было, а их вернулся. При чем он всегда был шутник и жизнелюб. Бабушка накрыла обед. Первый семейный обед после войны. Не могла она и мужу сказать, что пообедала на работе, поэтому сделала омлет потолще. Поставила на стол сковороду и подала мужу нож, чтобы порезал на всех. Он начал примериваться, как бы на шесть частей порезать ровнее. Младшая Ниночка увидела это и как вскрикнет:
- Не так!!! Ты все делаешь не так!! И еще ты табаком воняешь!-дед опешил, все замерли.
-Ниночка, а как надо?.
-Вот так правильно! -ребенок рукой махнул крест-накрест над сковородкой.
Дед понял, что бабушка делила только на четверых, а сама не трогала. Он встал и ушел на крыльцо курить. Бабушка вышла к нему, он обнял ее и говорит:
-Как же ты выживала, мать?