30 Мая. Утром прибыли в Петровск. Вагон наш подкатили прямо к пристани. Для нас приготовлен пароход "Алексей" общества "Кавказ и Меркурий", который должен доставить нас в Баку. Мне отвели общую дамскую каюту. Пока мы стояли на месте, меня уже начало мутить и я, в ожидании морской болезни, стала ожесточенно сосать лимон. Во время завтрака мы снялись с якоря. Море совершенно гладкое, спокойное. К вечеру несколько засвежело, как говорят моряки, и меня порядочно-таки укачало. Уснуть бы скорее! но я задремала лишь на рассвете.
31 Мая. Восемь часов утра. Подходим к Баку. Издали белеют снеговые горы. Хотя мы находимся еще на Кавказском берегу, но мужа встретили здесь с большим почетом все городские власти. Пристань усеяна пестрой толпой; каких только нет национальностей: грузины, персы, татары, армяне. Хаос языков представляет настоящее Вавилонское столпотворение.
Мужу и его спутникам не сиделось на месте, и они отправились на нефтяные озера осматривать опреснитель морской воды и фабрику льда, очень важную для Баку ввиду нестерпимой здесь жары. Затем поехали они в Черный юрод, где разрабатывается нефть. Происхождение нефти спорное: более новая теория состоит в том, что нефть -- продукт разложения животных и морских растений. Случается, что до залежей нефти добираются лишь после двухлетнего бурения, тогда только забьет фонтан. Самый крупный владелец нефтяных залежей в настоящее время Нобель, а затем Ротшильд.
Препротивный город Баку! Полное отсутствие зелени придает ему мрачный колорит. Все небо черное от угля и дыма. Вечером мы двинулись в дальнейший путь.